Найти в Дзене

Институт Хасеки и его преемник институт Кадин

Благодаря популярности сериала «Великолепный век» все узнали о существовании такого титула как «Хасеки-султан». Однако немногие знают, что создание этого титула привело к основанию целого социального института со своими правилами и законами. В последствии он угас и на смену ему пришли новые титулы и новый социальный институт. Давайте сегодня разберем, как Хасеки стали Кадинами, с чем это связано и к чему это привело.

Хюррем Султан по праву считается родоначальницей института Хасеки. Она была первой женщиной, получившей этот титул и все возможные привилегии с ним связанные. Что же это были за привилегии? Давайте разбираться.

Во-первых, Сулейман утвердил, что выше его Хасеки-султан может быть только Валиде-султан, т.е. его мать. Таким образом, это сделало Хюррем и всех последующих носительниц этого титула выше других наложниц и выше сестер, дочерей и других родственниц Падишаха.

Во-вторых, Хасеки стали султаншами. Это был нонсенс на то время, поскольку до правления Сулеймана I женщина априори не могла носить титул «Султан». Однако щедрый Сулейман сначала учредил титул «Валиде-султан» для своей матери Айше Хафсы, сделав ее, таким образом, султаншей, а затем также вознес и свою любимицу Хюррем, в то время как все остальные его жены и наложницы, по-прежнему, оставались «Хатун». Сложно определить в какой период дочерей и сестер Падишаха начали называть султаншами, однако, судя по всему, это время также приходится на правление Сулеймана.

В-третьих, Хасеки стали получать увеличенное жалование, которое во много раз превышало жалование даже супруги Султана. Хасеки-султан, особенно в отсутствие валиде-султан, были главными женщинами в стране. Именно с Хюррем началось активное вмешательство женщинами в политику. Если раньше девушки выступали в роли разменных монет, то благодаря влиянию Хюррем и ее последовательниц, женщины стали едва ли не главными игроками на политической арене.

История помнит пять имен самых влиятельных Хасеки Османской Империи: Хюррем, Нурбану, Сафие, Кёсем и Турхан. Как же случилось, что угас столь влиятельный и мощный аппарат власти? Дело в том, что при укреплении женского влияния при дворе, Султаны становились все слабее и расслабленнее. Султан Мурад III, сын Нурбану Султан, перенес свои апартаменты в гарем и практически никуда не выезжал из дворца, как и его потомки. Таким образом, власть женщин нарастала и достигла апогея в эпоху Кёсем Султан, которая фактически правила страной во время малолетства ее сына Мурада IV. В период женского султаната бюрократический аппарат претерпел внутренние изменения, как и вся система управления. Взяточничество, деморализация армии и множество других факторов привели к тому, что после смерти Кёсем Султан ее преемница Турхан не смогла справиться с такой тяжкой ношей. Турхан Султан, на тот момент уже ставшая валиде, фактически не имела такого же влияния, как ее предшественницы. Она заключила договор с Кёпрюлю Мехмедом Пашой, который отличался своей честностью и умом. По этому договору Турхан передавала новому великому визирю всю фактическую власть и ни в коем случае не должна была вмешиваться в государственные дела. Так началась эпоха Кёпрюлю, которая, нужно отметить, положительно повлияла на ситуацию в Османской Империи, и, возможно, именно благодаря Кёпрюлю династия Али-Осман просуществовала еще двести лет.

На замену яркого и властного института Хасеки пришел другой, скромный и обезличенный институт кадин. В это время, можно сказать, османы вернулись к истокам. Они вновь стали жить со множеством женщин, а не придерживаться одной. Вместо имени к женщине стали обращаться по титулу (баш-кадин, икинджи-кадин и т.д.), также в то время вошли в обиход многие другие титулы, различавшие положение разных женщин, напимер «гёзде», «икбал» и так далее. Многие относят эти титулы к ранней Османской Империи, но на самом деле они появились уже на закате великой династии.