Когда Константин Великий в 313 году официально подтверждал права христиан следовать своей религии в подконтрольной ему части Империи, а в 324 году распространил эти права на все государство, он исходил из того, что христианство принесет единение народам Империи и их ближайшим соседям. Но не прошло и года, когда в 325 году ему пришлось с головой погрузиться в теологический спор христианского духовенства. То, что поначалу казалось небольшим расхождением в набирающей силу религии, переросло в полноценное религиозное противостояние на протяжении многих веков.
Арианство получило свое название от имени главного проповедника – Ария. Главой проблемой христианской церкви к началу IV века н.э. было отсутствие единообразия по большому количеству догматических аспектов учения. Это было следствием того, что с одной стороны, главные лица, ритуалы и принципы христианства были понятны и единообразны, а вот детали и нюансы всегда становились предметом осмысления отдельных священнослужителей. Осложняло дело отсутствие единообразно задокументированных догм – основные части Нового Завета были утверждены не ранее последней трети IV века. Одним из тех, кто активно осмысливал христианские догмы и был Арий – по происхождению он был родом из современной Ливии в Северной Африке и в 311 году прибыл в Александрию (Египет), где вступил в клир.
Современники сразу отметили ораторские способности Ария, он увлекал паству своими проповедями, и в короткий срок вырос до высоких чинов в епархии. Когда в 313 году епископ Ахилл умер, Арий и многие считали, что он станет новым епископом, тем более, Ахилл при жизни благоволил Арию. Но большинством голосов пост ушел противнику Ария – Александру. И вот что интересно – только после этих событий, неудачи с титулом епископа, Арий начинает свои «арианские» проповеди, направленные на то, чтобы очернить Александра и обличить его в отступничестве. О чем твердил Арий? Его «учение» во многом сводиться всего к одному, но крайне важному аспекту христианского учения – статусу Иисуса Христа.
Широкие массы христианского духовенства с давних пор придерживались концепции того, что Иисус Христос был равен Отцу и Святому Духу (вместе они образуют Святую Троицу) и христиане почитают Иисуса, его деяния и слова, как Бога. Арий утверждал, что Отец Бог выше любого создания, и что Иисус был лишь творением Бога, посланным Им, дабы принести в земной мир Учение Его. То есть Иисус не мог никаким образом быть равен Отцу. Такой подход нашел большой отклик среди обычных жителей, особенно в греческих землях, где такой взгляд был оценен как рациональный и логичный - подход к оценке религиозных догм, который был типичен для греков.
После того, как Ария отлучили от Александрийской епархии, он… просто перебрался в соседнюю Палестину и спокойно продолжил свое дело. Этот эпизод опять подтверждает лишь видимое единство христианской церкви – у нее отсутствовал единый религиозный центр. Именно этот центр и решился создать Константин Великий, когда в 325 году велел собрать Первый Вселенский Собор в городе Никее (совр. запад Турции), который должен был коллегиально утвердить те догмы и законы, которым обязаны будут следовать христиане по всей Империи (что-то вроде религиозного Сената). Договориться священнослужителям не удалось и тогда с подачи императора (язычника на тот момент) принимается Символ Веры, который сегодня мы называем ортодоксальным – о том, что Сын единосущен Отцу, а Ария и его последователей было приказано выслать на Балканы с запретом на проповеди.
Но если бы все решалось так просто на закрытых собраниях духовенства – арианство уже проникло в человеческие массы, и они не желали отказаться от этого учения. Более того, сам Константин Великий со временем пересмотрит свое отношение к арианам и вернет их из ссылки, при этом решение Вселенского Собора с осуждением арианства отменять никто не будет.
Стремление людей оценивать и понимать какие-то аспекты религии с рациональной точки зрения будет сильным всегда, а потому и учение Ария переживет своего создателя на многие столетия – известным и открытым сторонником арианства был Исаак Ньютон, а элементы арианства четко прослеживаются в популярной в США секте свидетелей Иеговы. Ортодоксальное учение так и не смогло победить арианство в открытом споре – свою позицию единосущности Отца и Сына они обосновывали непостижимой природой Бога, что для многих не служило внятным объяснением.
Все изображения взяты из открытых источников и принадлежат их правообладателям.