Дрогнула струна. Её будто задели случайно. Случайно коснулись упругой поверхности барабана. Его тихая дрожь разлилась и быстро исчезла в зале, где ещё ерзают стулья, на которые рассаживаются люди, для которых 12 + на афише – не причина пройти мимо, а знак, что им уже давно эти самые 12 и очень большой плюс. Поэтому спектакль для них и про них.
Входишь в зал, а там уже на сцене звучит музыка. Не опоздал ли ты? А, нет, не опоздал – ведь из оркестровой ямы в больших театрах тоже ещё до начала спектакля слышны звуки настройки оркестра. И здесь то же самое. Только вместе с оркестром настраиваются и зрители. Эффект погружения в действие до его начала – это как своего рода преджизнь зрителя. Ведь каждый пришёл сюда с чем-то своим. Важным или забавным, вчерашним или почти забытым. Музыка напоминает об этом и словно советует не спешить, замедлиться и взглянуть назад. Ведь если долго смотреть в прошлое, можно увидеть и будущее – не это ли мы так хотим иногда сделать?
Музыку в «Маленьком Принце» трудно назвать «музыкальным сопровождением» или «саундтреком» - это часть самого спектакля. В чём отличие? В том, что здесь её нельзя заменить на другую, пусть даже и очень хорошую. Сделанный при постановке выбор однозначен и безошибочен, а замена его была бы чем-то сродни отдиранию кожи по-живому. Ни на секунду не мелькает мысль: «а вот здесь бы подошла другая композиция, а вот тут лучше бы то-то и то-то и т.п.».
Чётко прослеживаются две музыкальные линии. Одна – фоновое звучание удивительных инструментов, больше похожее на музыкальные реплики откуда-то со стороны. Другая –песни. И то, и другое работает как ассоциативная иллюстрация действия. Что это такое? Это приём, когда вместо птицы или самолёта, буквально означающих полёт, используется, например, вид на Землю сверху. Представив себя видящим такую картину, человек почти неизбежно будет чуть-чуть «в полёте» - а как иначе увидеть живую карту?
Так и здесь – звуки оркестра на сцене дрожат причудливым маревом пустыни, где и происходит основное действие. Эффект этот мог быть просчитан при постановке, а мог и просто передаться от внутренних ощущений как бы сам собой. В обоих случаях это очень точно «попадает» в зрителя.
С песнями дело обстоит ещё интереснее. Перечислять соотнесения каждой с конкретной сценой нет особой необходимости. Да, в некоторых песнях целые куски текста будто специально написаны про происходящее на сцене, а в остальных связка с действием не столь буквальна, но вне зависимости от этого они кажутся такими, какими их спели бы сами герои в соответствующих сценах. Нелишне также повторить и то, что если что-то в спектакле рождает у разных зрителей разные мысли, то это и является верным признаком искусства. Как говорится, если в нарисованной лошади один видит путешествие, другой войну, третий любовь к ближнему, а четвёртый ещё что-то, то это уже не просто нарисованная лошадь.
Имеется и ещё один любопытный феномен. На секунду представив себя не знающим песни, звучащие в спектакле, начинаешь немного завидовать слышащим их впервые. Ведь у них начисто отсутствуют какие-либо прежние ассоциации, а вновь возникшие рисуют им уникальную и кристально чистую музыкально-поэтическую картину спектакля. Поскольку музыка играется вживую, такие зрители вполне могут подумать, что эти песни специально написаны для спектакля. Каково же будет им узнать реальную картину, если они по запомнившейся строчке найдут потом всю песню? Что они испытают? Удивление? Разочарование? Почувствуют свой «культурный пробел»? Последнее точно пойдёт на пользу!
Также интересно и то, что совершенно не детские стихи как нельзя кстати в спектакле, одним из лейтмотивов которого является потерянное детство. Не именно таким ли дрожащим миражом оно видится нам, стоящим на обрыве высотой с прожитые годы? Высота у каждого своя, но падать с неё, надеясь устремиться за этим призрачным явлением, одинаково страшно. А, быть может, и не надо. Достаточно просто перечитать Экзюпери и посмотреть спектакль «Маленький Принц». И послушать его музыку…
Алексей Шевцов специально для театра "Сова".
Ближайший спектакль "Маленький принц" пройдет в театре "Сова" 16 февраля 2020 года в 15.00 на Пушкинской 9.
Билеты тут https://vk.com/app5575136_-119773971 или можно забронировать по телефону +7 (931) 334-68-35