Найти тему
Научные открытия

Российский ответ Tesla

Почитав новости о зарегистрированном новом патенте компании КамАЗ, в котором рассказывается о новейшей разработке беспилотного грузовика решил поделится с Вами краткой историей разработки и создания беспилотного транспорта в КамАЗе.

Итак, уже около 10 лет Российское акционерное общество «КамАЗ» ведет активную разработку беспилотных автомобилей. При этом компания тратит огромные деньги на развитие этого направления. Так по некоторым данным Министерством промышленности выделано в 2015 году было 18 млрд. рублей. В 2017 году сам «КамАЗ» выделил на развитие беспилотных автомобилей 400 млн. рублей, а уже в 2018 году выделено было более 500 млн. руб.

Первым результатом работы в данном направлении стал показанный публике в 2016 году автономный грузовик в пожарной раскраске, хотя сам монтаж на первом беспилотном грузовике был закончен еще в мае 2015 года. Первая беспилотная новинка базировалась на полноприводном трехосном специальном шасси модели 5350, дополненной необходимыми компонентами (радарами, оптическими сенсорами, видеокамерами и т.д.), позволяющими реализовывать автономное движение без участия водителя.

Испытания первого автономного автомобиля в истории концерна проводились на закрытом полигоне. При этом двигаться он может как по заранее заданной с помощью спутникового позиционирования траектории, так и при помощи джойстика из стационарного пункта управления.

В 2016 году между компанией «Яндекс» и «КамАЗ» было заключено соглашение о сотрудничестве, подразумевающее разработку и оснащение беспилотных автомобилей «КамАЗ» системами искусственного интеллекта.

Если разбирать ситуацию на данный момент, то стоит отметить, что в компании доводятся до ума три типа беспилотного транспорта, в том числе дав грузовика, КАМАЗ-5350 и КАМАЗ-4308 и электробус ШАТЛ.

КАМАЗ-4308 схож с разработкой КАМАЗ-5350 и получил название «Одиссей». Предполагается, что КАМАЗ-4308 будет работать на внутризаводских маршрутах на дорогах промышленной площадки ПАО «КамАЗ».

Камаз 4308 внешне ничем не отличается от обычных грузовиках, двигающихся по нашим дорогам
Камаз 4308 внешне ничем не отличается от обычных грузовиках, двигающихся по нашим дорогам

Что касается разработки электробуса ШАТЛ, то это детище совместной работы КамАЗа, Яндекса и научного центра НАМИ и он был представлен на Московском автосалоне еще в 2016 году. Однако стоит отметить, что несмотря на камазовские эмблемы, в данном проекте сам КамАЗ является всего лишь инвестором, а непосредственная работа ведется научным центром НАМИ. По сути ШАТЛ - это небольшая маршрутка на шесть сидячих и шесть стоячих мест. Заявленный запас хода составляет 120 км, а скорость движения ограничена на уровне 40 км/ч. Ограничение скорости ограничено стабильностью работы системы автоматического управления. Уже сейчас автобус может стабильно двигаться в разных погодных условиях, и если на его пути появляется какое-либо препятствие, животное, человек или автомобиль, автоматическая система способная «обдумать» и принять решение – объезжать или останавливаться.

И сколько будет стоит поездка в таком автобусе?
И сколько будет стоит поездка в таком автобусе?

И вот в июле 2019 года «КамАЗ» оформил и подал заявку, а уже 10 февраля опубликовал патент «Грузовой электрический безкабинный автомобиль».

Вот такой коробок был запатентован
Вот такой коробок был запатентован

Судя по представленным в патенте эскизам, кабина выполнена симметричной и не имеет переда, что позволяет предположить, что безкабинному автомобилю не придется разворачиваться, так как он одинаково оборудован необходимыми датчиками как спереди, так и сзади. Такая необычная угловатая компоновка объясняется тем, что он не предназначен для работы на дорогах общественного пользования. Планируется использовать его для доставки оборудования между производственными корпусами без привлечения персонала. Сам безкабинный грузовик уже был представлен общественности 11 декабря под названием «КАМАЗ-Челнок».

А вот и сам уникальный грузовик в сборе
А вот и сам уникальный грузовик в сборе

«КАМАЗ-Челнок» работает канадскими синхронными электродвигателями мощностью 250 кВт и позволяет разгонять грузовик до 90 км/ч, а запах хода, обеспечиваемый литий-ионными батареями, обеспечивает запас хода до 50-60 км.

На сегодняшний день сотрудниками концерна КамАЗ планируется начать тестирования беспилотного транспорта на общественных дорогах, о чем будет написано на в следующих статьях.