Эта история произошла в Ленинграде, на одной из улиц, в одном из домов. Началась она задолго до этих пяти вечеров и кончится еще нескоро.
Зима, по вечерам валит снег. Он волнует сердце воспоминаниями о школьных каникулах, о встречах в парадном, о прошлых зимах…
Так начинается пьеса Александра Володина "Пять вечеров". Написана в 1958 г., впервые поставлена в январе 1959 г. Г.Товстоноговым в БДТ. Постановка, в которой главные роли играли Е. Копелян и З. Шарко стала уже легендарной. Пьеса очень широко ставилась по стране, да и сейчас пользуется популярностью.
Летом 1978 г. Никита Михалков был занят работой над первой частью фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Когда отсняли летнюю натуру, съемки нужно было отложить до зимы. Съемочную группу в таком случае пришлось бы распустить и не было никаких гарантий того, что через несколько месяцев ее удастся вновь собрать в том же составе. Чтобы этого не случилось и простоя в работе не возникало, оператору Павлу Лебешеву пришла смелая мысль: использовать эту паузу для того, чтобы снять еще один фильм. Олег Табаков поддержал эту идею и предложил взять за основу готовую пьесу, чтобы на создание сценария ушло меньше времени.
«Пять вечеров» Александра Володина оказались идеальным вариантом: действующих лиц немного, массовки нет, натурных съемок тоже – действие происходит в трех квартирах, да еще в ресторане и на почте. У Первого творческого объединения "Мосфильма" горел план из-за срыва съемок одного фильма и руководство дало полную поддержку авантюрной идеи снять новый фильм за 25 дней и утвердить исполнителей без проб. В итоге вот таким случайным образом, совершенно незапланированно, получился шедевр, один из лучших фильмов советского кинематографа.
Середина 50-х годов. После 17-летнего отсутствия Александо Ильин возвращается в родной Ленинград; из окна квартиры своей приятельницы Зои он видит дом, в котором когда-то снимал комнату, и вспоминает девушку, которую любил в молодости, Тамару. Вдвоём со взрослым племянником Славиком Тамара живёт всё в той же коммунальной квартире. Ильин решает навестить Тамару. Нежданного гостя она встречает недоверчиво, его многолетнее отсутствие ей непонятно. Не найдя счастья в личной жизни, Тамара ищет его в труде и в общественной работе и с гордостью сообщает Ильину о своих достижениях в качестве мастера цеха. Он, учившийся до войны в Технологическом институте, в свою очередь, представляется главным инженером крупного химического комбината.
Постепенно Тамара оттаивает; но Ильин не решается признаться ей в том, что он простой шофёр, работающий на Севере, и что жизнь его на самом деле не сложилась. Он прячется от Тамары у своего старого институтского друга Тимофеева, от которого Тамара и узнаёт, что главным инженером крупного химического комбината в действительности является Тимофеев. Для Тамары это уже совершенно не важно.Но Ильин собирается уезжать. В привокзальном ресторане его находит подруга Славика Катя и героическими усилиями, для чего пришлось пить наравне с Ильиным, добивается, чтобы он пошел к Тамаре.
Ильин возвращается. Между ним и Тамарой происходит объяснение.Она соглашается ехать с ни на Север.И последняя ее фраза:"Ой,только бы войны не было."
Всю картину на себе тянет, конечно же, Любшин. Он в это время находился,что называется на пике формы. Их тогда было два лидера среди мужчин-актеров нашего кино и театра. Любшин и Олег Янковский. Конец 70-х-начало 80-х - это время их безоговорочного лидерства. Мощные, сильные роли у них идут одна за другой и самые их главные - у Любшина в "Пяти вечерах", у Янковского в "Полетах во сне и наяву". И ни тогда, и вплоть до настоящего времени, не появилось больше в стране таких актеров-лидеров. Можно,конечно, назвать Шакурова, Колтакова, но эти хоть и на полкорпуса, но впереди.
Результат его работы поразил даже автора пьесы. Володин признавался: "Когда я смотрел фильм, думал, что, сам того не ведая, написал своего Ильина специально для Любшина". За эту роль актер получил приз на Международном кинофестивале во Франции и был признан лучшим актером 1979 г. по результатам опроса читателей журнала «Советский экран».
Свободный, веселый и счастливый человек. И еще будет счастлив разнообразно и по разным поводам. Чего и всем желает.Прошедший фронт,студент-химик,которого за принципиальность выгнали со 2 курса технологического института. Прошедший ГУЛАГ, в пьесе нет об этом никакого упоминания, только авторская ремарка к сцене первой встречи Ильина и Тамары - "И – вспомнила. Присела на стул тут же, у двери. Потом, забыв вытащить бигуди, молча открыла дверь. Смотрит на Ильина так недоверчиво и жалобно, что Ильин рассмеялся. Да и Гулаг был, но это отдельный разговор. Шагнул к ней и, несмотря на некоторое сопротивление, поцеловал в щеку." Вот такое вскользь упоминание о Гулаге, но без дальнейшего акцента на этом обстоятельстве. Заведующий автобазой на Крайнем Севере, крае, где могут жить и работать только сильные,добрые и веселые люди. Другие там долго не протянут.Не выдержат трудностей или не впишутся в коллектив. И Любшин играет именно такого человека.И ему веришь безоговорочно и наслаждаешься виртуозной игрой.
Второй шедевр в фильме после Любшина - это исполнение В. Теличкиной роли второго плана продавщицы Зои. Тоже стопроцентное попадание в образ.В образ ,что называется "настоящей" женщины. У которой на первом месте не производство и общественные нагрузки, как у Тамары, а любовь. Не самого большого ума, но с очень сильным природным женским инстинктом. И не хабалка, как можно было бы сыграть продавщицу с семилетним образованием, а очень даже милая женщина.
Третий шедевр фильма - это молодая пара - студент Славка, племянник Тамары, и его подружка телефонистка Катя. Их играют молодые ученики Олега Табакова, который и посоветовал Михалкову пригласить их. 18-ти летний Игорь Нефедов и 19-ти летняя Лариса Кузнецова. Особенно Лариса Кузнецова, напоминающая молодую Надежду Румянцеву. Это просто феерия какая-то,буря и натиск, взрыв эмоций и тончайшая нюансировка. Особенно в лучших сценах фильма - на переговорном пункте и в привокзальном ресторане.Там она на равных с гениально играющим, просто рвущим из себя жилы, но так негромко отчаянно, что становится даже страшно, Любшиным.
А это Тамара Васильевна, мастер смены на заводе резинотехнических изделий "Красный треугольник", выпускающим те самые знаменитые галоши, о которых наш нынешний президент сказал, что только они в СССР и выпускались, и нужны были только неграм в Африке. Играет ее Людмила Гурченко. По моему мнению, это не ее роль. Если все остальные актеры просто растворены в своих ролях, Любшин тот вообще переродился в Ильина, то Людмила Марковна, по моему, не знает кого играть.
Сказывается отсутствие практики игры драматических ролей. И вместо коренной ленинградки, пережившей блокаду, перед нами все та же харьковская хохлушка Люся, со все с теми же самодельными ужимками и гримасами, которые, по ее мнению, должны свидетельствовать о ее актерском таланте. Гурченко очень неровно ведет свою роль. Иногда кажется, что или не знает, или знает, но не может, как играть. Но, в принципе, и такое прочтение имеет право на жизнь, но, по моему мнению, не шедевр.
Простой, никакого, что называется, экшена, только диалоги в замкнутом пространстве, по существу фильм-спектакль, но запоминается навсегда.
Ставьте лайки.Пишите комментарии.Подписывайтесь на наш канал.