Найти тему
Я говорю!

Стихи для тренировки артикуляции - 6

После предыдущих тренировок 1, 2, 3, 4, 5 давайте все-таки обратимся к Пушкину - куда же без него!

Возьмем фрагмент из гениального "Медного всадника" и попробуем хоть немного стать его соавтором :)

Теперь будет отрабатывать не отдельные звуки, а, продолжая начатое, постараемся соткать из звуков целую картину. Причем она не застывшая, она живет, течет, развивается, меняется.

1. Сначала прочитайте отрывок вслух, без особых акцентов, а просто вслушиваясь и вдумываясь в то, что описывает поэт. В своем воображении постарайтесь увидеть это:

Ужасный день!
                Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.

2. Постарайтесь проследить развитие и изменение картины: сначала Нева бушевала; потом пришли люди и смотрят, а река снова бурлит и свирепствует; в конце всё успокаивается, и вокруг - пейзаж катастрофы...

Обратите внимание на изменение звуковой картины: где буря и ярость реки - там активные и рокочущие звуки и сочетания БУ, ДУ, БРЫ, ВЗДУ, КО, КЛУ, ВДРУ, СТЕРВ... Где спокойствие - ВАЛ, ХЛЫ, ВСПЛЫЛ, ПОЛЬ...

3. А теперь прочитайте этот отрывок так, чтобы одновременно

  • были слышны все звуки
  • передавался смысл и настроение

Желаю удовольствия!

Иллюстрация А. Бенуа к "Медному всаднику"
Иллюстрация А. Бенуа к "Медному всаднику"

Все посты нашего канала собраны и систематизированы здесь.

Подписывайтесь, и все новые посты сразу будут в вашей ленте!