Франко-алжирский художник Мохаммед Буруисса (Mоhamed Bоuroussa), родился в Алжире живет в Париже. Он — один из номинантов на премию Фонда фотографии Deutsche Börse за 2020 год На его счету — выставки в Центре Помпиду и Музее современного искусства в Париже, участие в Венецианской и Берлинской биеннале. Мохаммед Буруисса соединяет фотографии, видео, скульптуру и графику для документального исследовании социального пространства периферии европейской столицы.
Буруисса учился на факультете пластических искусств в Сорбонне, затем — Высшей школе декоративно-прикладного искусства. Мохаммеда интересует современная городская среда, экономическая напряженность и мир незаметных людей.
В 2014 году Мохаммед провел несколько месяцев в арт-резиденции в Северной Филадельфии. Результатом стал проект Urban Riders. Серия снимков и видео была показана в Музее современного искусства в Париже и в рамках выставки «Hustling» (разг. — «Искать лучшей жизни») в Лондоне.
Этот проект основан на документировании жизни мужчин и подростков, охваченных страстью к верховой езде. Когда-то, 50 лет назад, немного севернее от Флетчер-стрит настоящие белые ковбои держали конюшни, и вот теперь, черное население захолустного полуразрушенного местечка увлеченно поддерживает традицию.
В заброшенных домах устроены конюшни для спасенных от скотобоен лошадей. Их владельцы с удовольствием проводят время вместе, гарцуют по улицам городка на фоне фактурной действительности. Мохаммед Буруисса, оказавшись в Филадельфии, организовал для этого сообщества любителей выездки мероприятие под названием «День лошади». Участники украсили животных и нарядились сами в изготовленные из мелкого бытового мусора костюмы, а некоторые даже разрисовали красками лошадок, и соревновались между собой в мастерстве.
Буруисса девять месяцев провел в сообществе черных городских ковбоев и делал в процессе постановочные снимки. Некоторые фотографии из проекта исполнены в традиционной технике бром-серебряной печати и включены в напольные композиции и скульптуры из фрагментов брошенных автомобилей. В этом проекте Бруисса рассматривает механизм присвоения белой культуры ковбоев черным андеграундным сообществом. Черно-белые портреты в ретро манере, вмонтированные в сверкающие и искореженные детали автомобилей создают объем и необычную временную перспективу.
Рассказывая о проекте, художник говорит: «Я как франко-алжирский художник чувствую некую общность с афроамериканской историей постколониализма. Лидер Черных пантер, Элдридж Кливер провел много лет в эмиграции в Алжире. Для меня важно, что автомобильные панели взяты из европейских машин, из района в котором я живу». Включая в проекты множество культурных рифм — Энди Уорхолл, Ричард Принс (серия Принса «Ковбои»), сюрреализм, футуризм, французское кино — Буруисса строит собственный ландшафт, причудливый и кросс-культурный.
Среди своих учителей Мохаммед называет фотографов — Джеффа Уолла и Филипа-Лорку Ди Корсия — авторов монументальных, эпических, масштабных работ. Urban Riders — это сумма объектов. Фото, видео, рисунки собраны в тотальную инсталляцию с использованием ассамбляжей и реди-мейдов. Представить эту историю по фрагментам невозможно, она работает как целостная картина со своим внутренним сюжетом и связями.
Другой, более ранний проект, Périphérique («Периферия»), начатый в 2005 году, представляет собой серию цветных постановочных фотографий из жизни парижских окраин. Фотографии имитируют моментальные, случайные снимки. На них изображены уличные сценки, в которых участники выясняют отношения. Подробнее об этом проекте читайте в другой нашей статье.
В серии Shoplifter («Магазинный воришка») Буруисса, наоборот, использует «найденные» снимки с камер наблюдения, которые фиксировали воришек и их улов в дешевых магазинах и ларьках, пара банок пива, шоколадка, упаковки с суповым экстрактом — вот и весь улов. А в проекте RIP фотограф рассказывает трагическую историю посещения футбольного матча. Но видео и снимки не фиксируют события, эти клочки лишь намекают на то, что нечто произошло.
Проект UAS — рассказ о безработице. Мохаммед устанавливал перед центром занятости фургон с 3-D принтером, и предлагал безработным с помощью сканера изготовить маленький скульптурный автопортрет из пластика, чтобы его можно было бы продать за 2 евро.
Мохаммед Буруисса использует различные медиа и ситуации для создания объемного, социального высказывания, в конечном счете рассчитывает на результат как в проекте Resilience Garden (2018) для Ливерпульской биеннале, он выстроил совместно с детьми из бедного, неблагополучного района, имевшего славу на почве расовых конфликтов, «Сад жизнестойкости». В саду он высадил растения из разных стран и с разных континентов.
На примере растений он показывает процесс смешения культур. Вот мимоза, первоначально ее родина — Австралия. Затем англичане вывезли мимозу в колонии, из английских колоний она попала в Алжир, оттуда во Францию, и в конце концов, в Англию, на биеннале. Высаживая мимозу тут, в Англии, совместно с детьми с разным цветом кожи, он учит их взаимодействовать между собой и добиваться «жизнестойкого» результата.
— Сначала у тебя появляются листья, потом цветок, а потом — плод. Это цикл развития, и он дает понимание того, где мы находимся. Дает осознания ситуации моего человеческого существования" — говорит Буруисса, и дает ключ к его художественной практики , где главное — это коммуникация. В своей художественной практике Буруисса поднимает вопросы документальности фотографии. Его работы содержат в себе намеренный элемент игры, который в глазах зрителя становится неоспоримым отражением реальной жизни.
Текст: Михаил Борисов
Редактор: Елизавета Александрова
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.