До начала войны Михаил Девятаев успел окончить авиационное училище и с первых дней вступил в бой лётчиком истребителем.
Сражался офицер храбро, на его счету было 9 сбитых самолётов, сам он был неоднократно ранен.
Так в очередном боевом вылете, осенью 41 года, он был тяжело ранен и отправлен на лечение.
ВВК отстранила его от боевых полётов.
Лишь в 44 году Девятаеву удалось снова встать в строй, в качестве командира истребителей в авиационном полку.
Летом 1944 года, при отражении налёта вражеской авиации в небе над львовом, самолёт Михаила был подбит, а сам лётчик получил ранения.
Плен
В последний момент ему удалось покинуть кабину, но приземлился он на вражеской территории.
Так Михаил Девятаев оказался в плену.
Около четырёх месяцев лётчик пребывал в разных концентрационных лагерях.
Осенью 1944 около 1500 заключённых отправили для работ на секретный полигон Пенемюнде находящийся в Балтийском море.
На полигоне проводили пусковые испытания первых в мире баллистических ракет ФАУ.
В лагере Михаил познакомился с заключёнными Иваном Кривоноговым и Владимиром Соколовым.
Пленные поведали ему о своём плане побега на лодке.
Девятаеву удалось убедить их, что лучше будет бежать на захваченном самолёте.
Заключённые начали собирать команду для побега и готовится к нему.
Девятаев в тайне изучал приборные панели самолёта Heinkel 111 по частям кабин находящимся на свалке рядом с аэродромом.
Собираясь вместе заключённые обсуждали детали побега и свои действия при различных ситуациях которые могли возникнуть.
Подготовка продолжалась около года.
В своих мемуарах Иван Кривоногов вспоминает о том, что он предложил поучаствовать в побеге немецкого зенитчика, который с сочувствием относился к военнопленным, но тот отказался испугавшись за свою семью.
Однако он никому не выдал планы заключённых.
Побег
Утром 8 февраля 1945 года Михаил заметил что погода улучшилась после нескольких дней ненастья.
Он понял, что это подходящей день для совершения побега.
Группа Девятаева в которую входило уже 10 человек разбилась на пятёрки и отправилась, как обычно, работать на аэродром.
Когда подошло время обеда, заключённые развели костёр чтобы и они и конвоир могли погреться и разогреть еду которую им должны были принести.
Оглядевшись и поняв, что служащие ушли на обед и поблизости нет немцев кроме конвоира они начали действовать.
Конвоир конечно был обречён, в этом помогла заранее подготовленная заточка.
Трудности при взлёте
Девятаев и Соколов скрытно пробрались в кабину Хейнкеля, но при попытке завести двигатель обнаружили, что у самолёта отсутствует аккумулятор...
К счастью через несколько минут его удалось обнаружить поблизости и подключить.
На этом трудности не закончились...
Самолёт набрал скорость, но всё никак не хотел взлетать.
Девятаев тщетно пытался разобраться в причинах. Но был вынужден развернуть самолёт когда тот уже выкатился за пределы взлётной полосы.
На взлётке стали собираться солдаты не понимавшие, что происходит, а внутри самолёта начиналась паника.
Михаил решил попробовать ещё раз и направил самолёт на солдат которые разбежались при этом, во вторую попытку летчик понял, что причиной были триммеры установленные на посадку.
После этого самолёт начал набирать высоту.
По воспоминаниям Девятаева, ко всем прочим трудностям во время полёта ему ещё приходилось изучать незнакомый самолёт в воздухе, узнавая за что отвечает та или иная кнопка. Рискуя каждую минуту свалится в "штопор". А его товарищам в то время не было дела до сложностей пилота. Они радовались и пели "Интернационал"
Погоня
Тем временем гарнизон аэродрома был поднят по тревоге и в погоню отправили истребитель под управлением Гюнтера Хобома, немецкого аса, двухкратного обладателя "Железного креста".
Но не зная курс беглецов обнаружить их возможно было лишь в результате случайности.
Позже возвращавшийся с задания оберст Вальтер Даль обнаружил Девятаева с товарищами, но приказ об уничтожении самолёта выполнить не смог потому что у него кончились боеприпасы.
Оторвавшись от преследования Михаил с товарищами продолжил полёт.
Возвращение на родину
Выяснив, что горючего в баках достаточно беглецы приняли решение не садится в Скандинавии, а лететь по направлению к Ленинграду. Но позже изменили курс понимая, что лететь в этом направлении на самолёте Люфтваффе крайне опасно.
Самолёт приблизился к берегу на расстоянии около 400 км от Пенемюнде.
Он был обстрелян советскими зенитками и загорелся.
Девятаеву удалось сбить пламя и совершить "жёсткую посадку" в лесу, в 8 км за линией фронта.
Через некоторое время обессиленные беглецы были подобраны советскими войсками и отправлены в сан часть.
Последствия
После проведения проверки и восстановления семеро из десяти беглецов снова отправились на линию фронта, остальные троя, так как были офицерами, до самой победы дожидались пока их звания будут подтверждены.
В последствии выяснилось, что самолёт, который угнали Михаил с товарищами, нес на своём борту секретное оборудование для управления ракетами ФАУ.
Потеря этого оборудования сделала дальнейшие испытания ракет очень проблематичными.
Девятаев передал координаты ракетных установок командующему 61 армией.
В марте Пенемюнде перешел под контроль советских войск, а в осенью того же года Михаил вновь прибыл на территорию базы и под руководством Королёва участвовал в изучении образцов немецких ракет.
Королёву удалось добиться чтобы Михаилу присвоили звание Герой Советского Союза.
Другие статьи о героях читайте здесь!
Благодарю, что дочитали до конца!
Ваши лайки и комментарии способствуют развитию канала.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить интересные статьи.