Автор: Виолетта ДРАЛЮК / фото из архива Александра ДЕЖКУНОВА
21 день, 13 стран, 10 700 километров – Александр Дежкунов на мотоцикле достиг самой западной точки Евразии
Александр Дежкунов, ведущий инженер-проектировщик БелНИПИнефть, известен как авторитетный мотопутешественник. Не только для себя открывает мир, но и помогает расширить кругозор и влиться в самостоятельные путешествия другим, рассказывая о своих маршрутах на популярном автосайте. Прошлый 21-дневный отпуск нефтяник провел в пути между Беларусью и Португалией, преодолев на мотоцикле 10 700 километров и увидев 13 стран. Что такое «Зеленый ад», чем берет швейцарский пейзаж и где искать устричные фермы – знает не из Интернета.
Александр Дежкунов – ведущий инженер–проектировщик сектора дорог и генплана отдела проектных работ по обустройству нефтяных месторождений, зданий и сооружений БелНИПИнефть. Активно путешествует с 2014 года. Всем видам транспорта предпочитает мотоцикл. За шесть лет в его «путевом дневнике»: мотопутешествия вокруг Черного и Балтийского морей, во Владивосток и по Средней Азии через Памирский тракт, а также автопутешествия по Балканам, к Баренцеву морю на полуостров Рыбачий, Камчатку. В корпоративном конкурсе «Человек года-2019» компании «Белоруснефть» стал одним из лидеров номинации «Путешественник года».
Как рискнуть и оторваться от дома на тысячи километров – для Александра Дежкунова так вопрос уже давно не стоит. Едва в распоряжении появился мотоцикл класса турэндуро, заточенный под дальние дороги, нефтяник максимально насыщенно использует свободное время. Теперь он точно знает, для путешествия нужно только желание:
На самом деле мир открыт и доступен. И сегодня все проще, чем десять лет назад. Достаточно иметь под рукой надежное средство передвижения, для меня это мотоцикл или автомобиль – первый предпочтительнее, банковскую карточку, мобильный телефон. Все. Даже мобильный интернет не обязателен. На автозаправках и в кафе быстрого питания, как правило, есть бесплатный вайфай. Дальше – маршрут за тобой, выстраиваешь по своим финансовым возможностям и жизненным интересам.
К первому одиночному мотопутешествию готовился обстоятельно, детально изучая маршрут. На шестом круге по миру действует иначе:
Сейчас заранее просчитываю лишь расстояние между точками маршрута, в которых планирую побывать, приблизительно прикидываю сколько потребуется дней на преодоление всего пути, добавляю день-два на разные непредвиденные ситуации. И еще стараюсь читать основные правила дорожного движения стран, в которые направляюсь. Штрафы в той же Европе очень большие. В остальном ориентируюсь на месте. Приехал в город – забронировал жилье. Сейчас с этим нет проблем. Как в Европе, так и на постсоветском пространстве очень активно развивается сеть хостелов. И это один из рациональных бюджетных вариантов ночлега для таких путешественников, как я. В пути предпочитаю минимализм. Обязательный набор инструментов и запчастей, сменная одежда… Раньше брал небольшой запас топлива и палатку на всякий пожарный случай. Сейчас этого уже не делаю. К слову, самый дешевый бензин мне доводилось покупать в Казахстане – 40–45 центов за литр, самый дорогой в Европе – до 2 евро.
Маршрут прошлого лета стал одним из самых протяженных. Говорит, старался зацепить максимально больше новых мест, новых городов и новых впечатлений. Беларусь – Литва – Польша – Германия – Люксембург – Франция – Испания – Португалия – Андорра – Монако – Швейцария…
В день преодолевал в среднем 500–600 километров, иногда доходило до 1000. Спрашиваю: «Не тяжко ли в таком темпе? Разве это отдых?». Отмахивается:
В таком путешествии усталости не чувствуешь. Кто не ездил – вряд ли поймет. Но если прокатиться пару раз, ощущение свободы потрясающее. Эмоции на пике. Ты наблюдаешь не только перемену мест: другая страна, другая архитектура, другая природа. Ты это реально чувствуешь. Заснеженные склоны Альп и яркие пейзажи Швейцарии с идеальными зелеными лугами, голубыми озерами и разбросанными по склонам домиками – действительно как на журнальных фото. Только что жарило солнце в центральной Испании, но уже через считанные километры ты вдыхаешь горный воздух Пиренеев. Поднимаешься на мыс Рока и видишь перед собой Атлантику как на ладони. С чем сравнить мотопутешествие? Вот вы купили билет в театр и получаете удовольствие от спектакля несколько часов. Мой путь – это 21-дневная «театральная постановка», в которой постоянно сменяются декорации и которой я наслаждаюсь почти на всем протяжении маршрута.
Мыс Рока в Португалии – самый западный мыс Евразийского континента. Возвышается на 140 метров над уровнем Атлантического океана. Португальский поэт Луис Камоэнс описал мыс Рока так: «Это место, где земля кончается и начинается море».
Нанизывает впечатления, как бусины на нить. Французские дороги, «усеянные» устричными фермами – ничего монументального и пафосного, скромные придорожные кафешки, где останавливаются путники. Адреналин одной из самых сложных гоночных трасс мира «Нордшляйфе» на западе Германии, которую окрестили «Зеленым адом». Александр, понятно, не смог проехать мимо, зацепил свою порцию жесткого драйва:
Это легендарное для автоспорта место. Привлекательна трасса тем, что доступна не только для спортсменов, но и для простых смертных. Купив билет, можешь проехать по «Северной петле» абсолютно на любом личном автомобиле или мотоцикле. Повороты, виражи, ускорения – это нечто. Скорости предельные. И ты в этом общем потоке. Здесь адреналин стопроцентно гарантирован.
Перечисляю классические трудности, которые, с моей колокольни «все включено», обязательно должны встретиться на пути туриста-одиночки в дальних краях: языковой барьер, поломка техники, клин банковской карточки. Да все что угодно… Мотопутешественник Дежкунов только посмеивается. Его английский – на уровне школьного. Ничего, справляется. Трудные ситуации в пути случаются, но они лишь добавляют окраски эмоциям в поездке:
Нужно самому быть открытым и готовым к общению. Везде, где мне доводилось бывать, люди очень легко откликаются на просьбы. Например, в Испании мне нужно было найти СТО, чтобы поменять масло. Работник автозаправки, к которому я обратился, минут 15 искал в навигаторе ближайшую станцию техобслуживания, а потом к нему подключился еще и местный автолюбитель. Или случилось так, что моя флешка оказалась переполнена и некуда было перебросить снимки – чужой человек подарил новую. Вся прелесть самостоятельных путешествий в общении. Для себя открываешь людей и страны такими, какие они есть, не для туристов, а в реальной жизни. И это того стоит.