Найти тему

«ЗиУ», «лиазы» и «мерседесы» durakam

Мы решили продолжить ностальгировать, и вспомнить, каким был лет двадцать-десять назад в нашем городе общественный транспорт. Рассказ получился коротким, но так даже лучше.

Троллейбус, который вы наверняка помните, но уже давно не видите

Зиу-9, он же - ЗиУ-682
Зиу-9, он же - ЗиУ-682

Вы не можете не помнить этот троллейбус! Увидев его на улице, вы воспримите это как должное. Зиу-9, он же - ЗиУ-682 (еще не в модификации ЗиУ-682Г-016.02 под узнаваемым всем брендом Trolza ) колесил по Саранску еще совсем недавно. Даже в прошлом году такой сине-белый троллейбус можно было видеть на восьмом и тринадцатом маршруте. Это, безусловно, троллейбус-легенда.

-2

Мы, разумеется, запомнили последние из "ЗиУшек" - ЗиУ-682Г. Опытные экземпляры этой модели были выпущены ещё в 1988 году, а с 1 февраля 1991 г. троллейбусный завод в Саратовской области полностью перешёл на их серийное производство. Что отличало её от ЗиУ-682В (её мы тоже, конечно, вспомним, когда увидим в каком-нибудь транспортном музее! Это модель нашего детства)?

ЗиУ-682Г
ЗиУ-682Г

Спереди, под лобовым стеклом, была размещена решётка воздухозаборника. Изменилось расположение окон с форточками вдоль правого борта. Значительной перепланировке подвергся пассажирский салон троллейбуса. Большая часть сидений вдоль левого борта кузова заменена с двухрядных на однорядные (а помните, раньше было похоже на салон самолета!), что позволило увеличить число мест для стоящих пассажиров. Изменилась конструкция самих сидений и их поручней. Большие изменения претерпела кабина водителя. Перегородка за спиной водителя, ранее имевшая овальное окно, стала глухой.

С другой стороны, ЗиУ-682Г, поставляемые в небольшие города вроде Саранска с 1993 по начало 2000-ых годов, по сравнению с предыдущей моделью ЗиУ-682В имели сильно облегчённые несущие элементы рамы. Очевидно, на этом экономили. В результате за пять лет эксплуатации эти элементы ржавели в труху, пробиваемой несильным ударом отвёртки. А еще из-за тонкостенных труб, из которых собирались и без того непрочные несущие фермы троллейбусов, часто стали прогибаться борты.

Нельзя не вспомнить и троллейбус-"гармошку" ЗиУ-10, он курсировал по 11-ому маршруту. Кстати, в Саранске было четыре таких машин. Жители Светотехстроя к "гармошкам" привыкли, ведь по шестому автобусному маршруту ходил широкосочлененный "Икарус". Троллейбус-"гармошка" был вместимым, теплым и с мягкими сиденьями. Эти машины были утилизированы в 2003 - 2005 годах.

ЗиУ-10 — с «гармошкой», как у «Икаруса»
ЗиУ-10 — с «гармошкой», как у «Икаруса»

Уже в первом десятилетии XXI века старые-добрые ЗиУ заменялись "Трользами" (Trolza - именно так стал называться троллейбусный завод). Это были модифицированные "зиушки" - ЗиУ-682Г-016, но уже под новым брендом и выглядящие непривычно узкими.

А потом по Саранску поехали "лиазы" - ЛиАЗ-5280.

В июне позапрошлого года на Юго-Западе, у храма святых Кирилла и Мефодия, состоялся торжественный ввод в эксплуатацию сразу 30 новых троллейбусов «Тролза 5275.03 «Оптима». Это очень удобный, современный и... какой-то безликий транспорт. А "зиушки" были окончательны сняты.

-5

С любовью, durakam

С троллейбусом понятно, а вот какой автобус являлся символом целой городской эпохи? В начале 90-ых таких автобусов было много. Это и престарелый ЛиАЗ‑677. Это маленький ПАЗ-672. Это в меньшей степени ЛАЗ-695, и, разумеется, солидный и грозный венгр Ikarus 280 с "гармошкой".

Но в середине нелегких 90-ых всех их затмил почти настоящий Mercedes. Почему почти? Потому что он был турецким. Речь, разумеется, о городских автобусах Mercedes-Benz O345G. Немногие российские города получили такой транспорт. Гости из Пензы саранчанам даже завидовали - "мэрсы" добавляли нашему городу продвинутости.

-6

Помните? Длинные "шестерки", "восьмерки" и семнадцатые, короткие четырнадцатые... И еще они «впахивали» на куче пригородных маршрутов.

-7

Ну а самая главная "фишка" этих автобусов заключалась в надписи на стеклах. Лаконичное "Duracam". Смеялись над этим все. Говорили, что турки не удержались, и послали привет, сбагривая в нашу страну автобусы. На самом деле турки ничего плохого не имели ввиду. Под маркой Duracam в Турции производится высокопрочное закаленное стекло. Такие надписи можно увидеть и на стеклах иномарок.

-8
ВСПОМНИТЕ
А вот эти троллейбусные маршруты вы наверняка подзабыли:
3 и 4 - со Светотехстроя до вокзала по Лямбирскому шоссе
6 - со Светотехстроя до Центролита
9 - с Юго-Запада, где курсировал, как "семерка", по "низам" и до вокзала.
14 - со Светотехстроя по Лодыгина и Титова мимо ДСК до вокзала.
16 - самый короткий маршрут, со Светотехстроя до телевизионного завода.
18 - с Юго-Запада от "Чайки" до "Орбиты»