Сегодня мы с вами поговорим о немаловажном моменте в работе с закупками - составление договора субподряда по 44-ФЗ.
Как вы знаете, некоторые тендеры проводятся при условии, что победитель обязан прибегнуть при исполнении контракта к услугам субподряда. Именно для таких ситуаций мы решили поподробнее рассмотреть правила и особенности заключения договора.
Что такое субподряд в рамках 44-ФЗ
Это привлечение сторонних организаций для частичного или полного выполнения обязанностей по госзаказу.
В сфере госзакупок часто можно встретить ситуации, когда поставщик, выигравший тендер, обязан или планирует делегировать частичное/полное исполнение контракта третьим лицам - субподрядчикам.
Существует 2 вида ситуаций с субподрядчиками:
- подрядчик обязан прибегнуть к субподряду, в случае закупки у СМП, СОНКО, т.к. это отражено в требованиях заказчика;
- поставщик сам решает нанять субподряд, но не всегда такое возможно, в определенных отраслях есть запрет на использование субподряда. Об этом мы поговорим чуть позже.
Привлечение субподрядчиков из СМП, СОНКО
Госзаказчики обязаны осуществлять не менее 15% от своего годового объема закупок у СМП или социально ориентированных некоммерческих организаций.
Если заказчик в тендерной документации устанавливает требование к подрядчику, не являющемся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта СМП, то он должен четко отразить объем работ, который должен быть выполнен такими организациями. Объем устанавливается в процентном соотношении от НМЦК.
При наличии данного требования, выигравший участник заключает договор субподряда с СМП, СОНКО, а заказчик засчитает объем выполненных работ таким субподрядчикам в счет годового объема закупок у СМП в отчете о проведенных закупках.
Если поставщик (не являющийся СМП, СОНКО) нарушает требования о привлечении субподряда, заказчик расторгает договор в одностороннем порядке.
Как мы уже говори, поставщик может сам решить прибегнуть к субподряду, давайте поговорим об этом подробнее.
Субподряд на исполнение государственного контракта
Поставщики бывают разные, кто-то нанимает субподряд из-за невозможности реализовать контракт самостоятельно, а кто-то видит в этом основной принцип бизнеса. Суть проста, победитель закупки нанимает субподряд за меньшую стоимость и оставляет себе разницу, которая является фактической прибылью для него.
Такие действия сложно отследить и факт найма субподряда может действительно навредить заказчику.
Почему заказчики видят негатив и опасность в субподряде со стороны поставщиков?
Все достаточно просто, практически каждый заказчик, составляющий документацию и требования к поставщику, указывает наличие определенных лицензий, СРО и уровень опыта или качества.
Победивший поставщик, который планирует нанять субподряд, может не учесть данные требования и воспользоваться услугами менее квалифицированного субподряда, что скажется на качестве работ или товара.
Конечно же, заказчика данный подход не устроит, но помешать этому и отследить весь процесс исполнения договора невозможно.
Генподрядчик самостоятельно оплачивает все услуги по договору с субподрядчиком и несет полную ответственность перед заказчиком за качество этих услуг.
Запрет на привлечение субподрядчиков по 44-ФЗ
За нарушение запрета о привлечении субподрядчиков для исполнения контракта, к поставщику могут быть применены санкции.
В Федеральном законе о контрактной системе выделено ряд отраслей, в которых победителю торгов запрещено нанимать третьих лиц для выполнения госконтракта.
Ранее это относилось к сфере научно-исследовательских работ, но с 2017 года запрет коснулся субподряда на строительные работы, перечень которых находится ниже.
Данный документ содержит:
- список и объем работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые победитель госзаказа должен выполнить самостоятельно, без привлечения посредников;
- изменения, которые были внесены в правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение обязанностей по контракту.
Перечень видов работ включает в себя 34 пункта:
1. Подготовительные работы
2. Земляные работы
3. Инженерная подготовка территории
4. Инженерная защита территории
5. Свайные работы
6. Устройство фундаментов и оснований
7. Возведение несущих конструкций
8. Возведение наружных ограждающих конструкций
9. Устройство кровли
10. Фасадные работы
11. Внутренние отделочные работы
12. Устройство внутренних санитарно-технических систем
13. Устройство внутренних электротехнических систем
14. Устройство внутренних трубопроводных систем
15. Устройство внутренних слаботочных систем
16. Установка подъемно-транспортного оборудования
17. Монтаж технологического оборудования
18. Пусконаладочные работы
19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20. Устройство наружных сетей канализации
21. Устройство наружных сетей водоснабжения
22. Устройство наружных сетей теплоснабжения
23. Устройство наружных сетей газоснабжения
24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог
25. Работы по обустройству автомобильной дороги
26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути
27. Устройство трубопроводов
28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия
29. Устройство туннелей
30. Устройство штолен
31. Устройство искусственных сооружений
32. Дноуглубительные и водолазные работы
33. Гидротехнические работы
34. Благоустройство
Теперь заказчик обязан включить в условия тендерной документации возможные виды работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно.