Рассказываем о железнодорожной перевозке бензина
Мы рассказывали о том, как попадает топливо с нефтебазы на заправки, говорили о том, как важно постоянно поддерживать безупречное состояние бензовозов (и очень подробно о них рассказывали). Сегодня говорим о железной дороге и цистернах, в которых бензин поставляется на нефтебазу.
История
Меньше чем 200 лет назад железных дорог в нашей стране вообще не было. Как, собственно, и полноценной добычи нефти. А сегодня стальные рельсы проходят через большинство городов РФ, а доставка нефтепродуктов железнодорожным транспортом имеет огромное значение.
История развития железнодорожного транспорта в России идет параллельно истории добычи нефти. Все началось примерно 150 лет назад, еще в царской России.
Сначала нефть перевозили очень дорогостоящим способом: небольшие бочки и бурдюки доставлялись к месту назначения на повозках. Но вскоре железнодорожная транспортировка стала одним из лидирующих путей перевозки нефти в нашем государстве.
Поставки нефти по железной дороге с самого начала обладали несомненными достоинствами: возможность доставки независимо от времени года, относительно высокая скорость поставок, большая грузоподъемность.
Но, конечно, в этом виде перевозок присутствовали и определенные трудности.
Главная из них заключалась в том, что поначалу железных дорог было очень мало. Полноценное развитие этой отрасли транспорта началось только в 1892 году, когда началось строительство Западно-Сибирской железной дороги.
Поэтому еще в 1878 году в связи со стремительно увеличивающимся спросом на топливо для транспортировки нефтепродуктов начали строить специальные железнодорожные ветки. Первой из них была Баку – Сабунчи, длиной всего 20 км. Именно здесь придумали перевозить нефть в специальных бочках грузоподъемностью в несколько раз больше, чем привычные бурдюки.
Затем бочки сменили вагоны-цистерны грузоподъемностью 8-11 тонн, построенные в недалеких от нас мастерских Московско-Нижегородской железной дороги. В таких цистернах применялся открытый нижний слив нефтепродуктов, что влекло некоторые потери груза.
Несмотря на первые неудобства и опыты, нефтяники по достоинству оценили перспективы ж/д перевозок, и развитие этого вида транспортировки началось стремительными темпами.
Сегодня
За множество десятков лет, прошедших с момента пуска первого паровоза, железная дорога заметно модернизировалась и изменилась: увеличилась скорость передвижения, снизилась стоимость перевозок, увеличилась грузоподъемность вагонов-цистерн и значительно вырос охват ж/д путей.
Сегодня вблизи каждого пункта нефтедобычи, нефтеперерабатывающего завода и нефтехранилища расположена железнодорожная ветка. Железная дорога связывает и рассмтариваемую нами СИТИОЙЛовскую базу с крупнейшими нефтеперерабатывающими предприятиями страны.
И этот способ доставки имеет очевидные преимущества:
· развитая инфраструктура – стальные пути широко распространены в России и мире, что подтверждает доступность ж/д транспортировки,
· высокая скорость перевозок,
· внушительные объемы, сопоставимые с объемом морского танкера,
· всесезонность – железная дорога не замерзает, не покрывается льдом и не затапливается водой.
Особенности
Перевозка нефтепродуктов всегда сопряжена с определенными рисками, потому что они относятся к категории опасных грузов.
Для обеспечения безопасности перевозок разработаны специальные регламенты и правила, которые учитывают 4 главных особенности транспортировки: упаковка, маркировка, собственно перевозка и хранение.
Перед наполнением вагона-цистерны нефтепродуктами тара тщательно осматривается, очищается от загрязнений. Смешивание различных видов нефтепродуктов категорически не допускается. Помните, мы говорили об этом, рассказывая о бензовозе: автоцистерна может включать в себя несколько отсеков, но перегородки между ними должны быть в идеальном состоянии, чтобы содержимое не смешалось.
Каждый вагон маркируется специальными наклейками и метками, указывающими на класс опасности перевозимого груза.
Сколько вмещает цистерна?
К примеру, Уралвагонзавод выпускает цистерны одинакового объема и для бензина, и для метанола - 85,6 кубометра. Правда, у емкости для метанола грузоподъемность на одну тонну меньше – 65. Одинаковый и срок службы – 32 года. У Рузхиммашевского вагона-цистерны для перевозки бензина и других нефтепродуктов модели 15-1218 грузоподъемность и объем больше - 72,7 тонны и 90 кубометра. Срок службы тот же.
ЦИФРА:
1200 тонн топлива способна принимать нефтебаза СИТИОЙЛ круглосуточно