Привет, меня зовут Айгуль, и я рассказываю о том, как я готовлюсь к свадьбе и планирую уложиться в сумму до 100 тысяч рублей.
И так. После выделения приоритетов и выбора места, нужно определиться с подрядчиками, которые будут нам помогать. Обычно это организатор, ведущий или тамада, фотограф, видеограф, декоратор или флорист. В этот же список могут войти музыкальная группа, артисты, координатор (не путать с организатором), дизайнер полиграфии, стилист, визажист, парикмахер и повар или кондитер.
Скажу сразу после смены семейного положения в соцсети мне стали каждый день писать разные свадебные специалисты. Сама того не желая, я получила избыток информации по ценам и качеству, так как каждого я тщательно посмотрела и допросила. Не боялась спрашивать ничего. Спасибо этим людям, они помогли мне понять, что лучшего для своей свадьбы фотографа я уже знаю, а ведущего видела до этого на другом мероприятии.
Если у вас такой ситуации не было, то могу дать лишь один совет по выбору этих подрядчиков: выбирайте сердцем. Вам должно нравится то, что делают эти люди. Это не обязательно дорогие специалисты, это могут быть начинающие, но от их портфолио вам должно быть приятно, так же как и от общения с ними. Среди тех, кто мне писал, было несколько человек, который я оставила на случай, если не состыкуюсь с желаемыми. И не смотрите на те смешные примеры, которыми пестрит интернет (типа странных конкурсов у тамады, или кривой графики у фотографа). Если вам это нравится - почему бы и нет? Где искать подрядчиков смысла рассказывать не вижу, глобальная сеть вам в помощь.
Хотя стойте, вот еще несколько практичных советов:
- Не бойтесь спрашивать цену. Да, скорее всего невозможно сразу определить конечную стоимость услуг, но приблизительное понимание должно быть как у вас, так и у специалиста. И не отталкивайтесь только от цены. Очень дешево почти так же плохо для вас как очень дорого.
- Вносить предоплату - нормально. Но обязательно подписывайте договор. Неважно друг это ваш или брат, задокументировать сделку (а это фактически сделка) обязательно, чтобы не остаться в день торжества с испорченными нервами.
- Обсудите условия форс-мажоров и переработок. Что будет, если флешка с кадрами попадет под дождь? Или если гости в конце свадьбы будут просить ведущего программу на бис?
- Не гните свою линию, но и не давайте делать того же вашему подрядчику. Он может слишком увлечься в планах на ваше мероприятие, а вы можете многого не увидеть из-за непрофессионализма. В общем, слушайте друг друга.
- Не торопитесь, но и не затягивайте. Если ваше событие состоится через год, о поиске подрядчиков стоит задуматься хотя бы за полгода, а лучше раньше. Так спокойнее. И зачастую дешевле. И повышается вероятность найти того, кто действительно "ваш".
В моей бюджетной свадьбе силы распределились следующим образом. Помимо организатора я сразу отказалась от видеографа, так как не увидела смысла в видео съемке, этот формат редко пересматриваю и сомневаюсь что что-то изменится. Стилист, визажист и парикмахер мне не нужны, так как я планирую все это сделать сама, имея образование. Дизайнер полиграфии и декораторы тоже отодвинуты в сторонку, так как это я решилась тоже делать самостоятельно, ибо от цен на подобные услуги ахнула больше чем от всего остального. Декор обычно по ценнику следующий самый затратный пункт после банкета.
От живой музыкальной группы мы так же отказались.Я так и не нашла соотношения цена/репертуар, который бы нас устроил. Мы по характеру очень рокеры, а разучивать ради нас новые композиции группы бы стали только за бешеные деньги. Бюджет все-таки ограничен. Потому же никаких артистов. И да, по этому поводу особо не переживаю.
Наш ведущий обойдется в 30 тысяч, в эту стоимость входит полностью подготовка сценария, проведение, а так же диджей и музыка. И его замечательная супруга - координатор, которая пообещала помочь в день торжества с какими-то мелочами. Мы уже с ними встретились (это было в ноябре, нет, не рано), обсудили первоначальную картину и начали заполнять анкеты для более полной информации. Основное, что я жду от этого подрядчика - деликатность. Так как на моей свадьбе будут присутствовать только близкие.
Кстати, мой любимый перед в с ведущим очень ругался, почему мы должны с ним встречаться и вносить предоплату, и кто он вообще такой... Но после изменил свое мнение. Подход был найден. Это был еще один камушек в кучку правильного выбора.
Услуги фотографа предварительно оценены в 17 500 рублей (3 500 за час). Решили пока что 5 часов будет достаточно. Утренних сборов у нас не будет, а поход в ЗАГС формальность, для которой не нужна такая торжественность (хотя потом появилась подруга, которая ну прям очень захотела нас поснимать для своего удовольствия на церемонии). Фотографии в парке, в дороге и часа три на банкет. Именно этот специалист первый рассказал мне о редкой, но возможной проблеме - утере фотографий из-за форс-мажоров. Кстати, если вы планируете снимать по времени больше, то выгоднее нанять подрядчика на весь день, а не с почасовой оплатой.
Ну и что касательно повара. В моем случае повар от места, которое я выбрала для проведения. А торт собираюсь заказывать в кондитерской, которая печет по особым нехимическим рецептам. Ценник на него пока неизвестен.
Итого получается, что траты на свадьбу увеличиваются на 47 500 рублей. Много. Но в моем случае, это основные подрядчики, на которых, как я уже говорила, экономить не стоит. Пока мы отдали по 5 000 предоплаты ведущему и фотографу.
О том, с чего начинать при подготовке свадьбы я писала здесь.
А о том, на что обратить внимание при выборе банкетного зала - здесь.
Очень жду ваших вопросов и комментариев, о чем я забыла упомянуть и рассказать, но что тоже очень важно.
Подписывайтесь на мой канал, интересные детали еще впереди!