1962 г. Романтическая пора начала строительства коммунистического общества в СССР.На 22 съезда Н.С.Хрущев объявил,что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме,в Программе КПСС указана даже дата - 1980 г.Одной из задач достижения светлого будущего была задача покончить с пережитками капиталистического прошлого - с религиозным дурманом и мракобесием, и преступностью.Для которых,как считалось, в социалистическом обществе уже нет социальной и духовной базы.Н.С.Хрущев заявил,что он еще успеет обнять последнего перевоспитавшегося "вора в законе" и изведет последнего попа.Деятели кино поняли свою задачу.Один за другим пошли фильмы "антирелигиозной" и "антиворовской" тематики.И в большинстве своем это были талантливые произведения.
И в их числе замечательный фильм "Цепная реакция" по повести классика советского детектива,выдающегося следователя и криминалиста Льва Шейнина.Кинорежиссер Иван Правов собрал замечательный актерский ансамбль - В.Кенигсон,В.Якут,И.Извицкая,Э.Бредун,впервые на экране показали народу Булата Окуджаву.
Сюжет фильма таков. "Вор в законе" Кардинал,исп. В.Кенигсон, собрал "межобластную конференцию" воров с целью решения вопросов по организации "обслуживания" делегатов Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 г.Собралась эта конференция в старой бане престарелой тети Саши на окраине Тамбова - деревянном , покосившемся домике с давно немытыми подслеповатыми оконцами.
Резолюцию утвердили и в заключительной речи Кардинал был в ударе. "— Надо шагать в ногу с эпохой, — говорил Кардинал, — и я рад, что вы поняли это. Нельзя отмахнуться от вопроса, который поставил Алексей Максимович Горький: “С кем вы?”. Правда, он обратился с этим вопросом к учёным и деятелям искусств, но ведь мы тоже художники в своём роде. Всякий раз, когда я вижу чужой карман, оттопыренный бумажником, я возмущаюсь этим уродством и спешу его как можно скорее ликвидировать. Но когда бумажник переходит в мой карман и оттопыривает его, моё эстетическое чувство почему-то молчит. Философы объясняют это пережитками капитализма в сознании людей. Я готов с ними согласиться, коллеги. Тем логичнее нанести удар пережитками капитализма по самому капитализму Это лишний довод за принятую нами резолюцию… "
И вот все это мог сыграть на полном серьезе,не превращая в фарс, только такой гениальный актер,как Владимир Кенигсон.Эпизод просто потрясающий и филигранно исполненный.
И пока члены конференции "участвовали" в работе фестиваля Кардинал поехал к своему лучшему ученику Сеньке-Морозу,который женился и ушел в завязку, работает на заводе, по две нормы выполняет и скоро будет на доске Почёта. А какой вор был !
И случился у них с Семеном крутой разговор.Высказал ему все Семен,что теперь думает о том,что живет Кардинал,как паразит и умрет им,и жизнь не перехитришь всякими резолюциями.До поздна засиделся Кардинал у Сеньки,а когда вышел,то успел на какой-то заблудившийся автобус.А в нем ехали поздние пассажиры и пел под гитару лысоватый чернявый человек с усиками.Пел он про последний,случайный троллейбус.
И нахлынули на старого,усталого человека невеселые мысли о своей жизни...
И вышел он из автобуса и побрел в разобранных чувствах вдоль реки под грустную песню в исполнении Майи Кристаллинской.
И повстречался ему на набережной мужчина,его возраста.И как-то сразу испытали они доверие друг к другу,мужчина представился профессором-онкологом Николаем Петровичем,а Игорь Петрович с некоторым вызовом вором-карманником.Но это не смутило профессора.И завязался между ними глубокий ,философский,доверительный разговор о смысле жизни и счастье.Этот эпизод просто потрясающий по своей пронзительности и глубине философских обобщений.Профессор признался,что болен раком и жить ему осталось недолго,но он все равно продолжает приносить людям добро и радость,спасая жизни больным.
И такое воздействие оказала это встреча на Кардинала,что пошел он на Петровку,38 сдаваться с явкой с повинной.
Вот такой старый,эабытый фильм.Но очень умный и добрый.Пересмотрите его или получите удовольствие от первого знакомства.
Читайте другие наши статьи о фильмах криминального содержания.
Дело Румянцева:первый антибериевский фильм советского кино
Дело № 306: первый советский супердетектив и хоррор в стиле Хичкока
Дело "пестрых": о том,как советские воры стали пособниками иностранных шпионов.
"Тень у пирса":разгром иностранной шпионско-диверсионной резидентуры в Одессе.
Трус,Балбес,Бывалый: по скользкой преступной дорожке - от простого браконьерства до киднеппинга
Развязка: репрессированный фильм ,о котором мало кому известно
Чрезвычайно происшествие
Пишите комментарии.Ставьте лайки.Подписывайтесь на наш канал.