В Майами прошлой ночью погиб, возможно, самый скандальный рэпер последнего времени XXXTentacion: выбиравшего себе байк в местном мотосалоне артиста застрелили, когда он садился в свой спорткар. Эксэксэкстентасьону было всего 20, и вскоре он мог сам оказаться за решеткой. Громкое дело об избиении бывшей девушки, скандал вокруг которого развивается уже не первый год, даже после смерти Экса обсуждается в СМИ и соцсетях больше, чем его творчество. А зря — какой бы греховной и непутевой ни была короткая жизнь покойного, со временем именно музыка станет ее главным итогом, причем заслуженно.
Впрочем, сейчас, на дистанции всего нескольких часов после убийства, будет несправедливо — в том числе и по отношению к самому Эксэксэкстентасьону (настоящее имя — Джасей Дуэйн Онфрой), который с явным удовольствием, заметным и по трогательным постам в Instagram, и по всеобщему сумасшествию на концертах, ощущал себя натуральным героем поколения — не заметить, как сильно перипетии стремительной карьеры флоридского рэпера (но не его талант как таковой) оказались сформированы, даже определены актуальным историческим, социальным и культурным фоном — и частыми этого ландшафта потрясениями. Так, например, сразу было понятно, какой эффект произведет на американский Twitter смерть XXXTentacion — артиста, чьи два номерных альбома — «17» (октябрь 2017-го) и «?» (март 2018-го) — дебютировали на втором и первом местах чарта Billboard 200. И в самом деле, поток соболезнований, воспоминаний и прощаний продолжается до сих пор — верную, в основном состоящую из его сверстников многомиллионную аудиторию по всему миру артист собрал буквально за полтора года (Экс начал публиковать треки на Soundcloud в 2014-м, но до осени 2016-го был известен только в Майами и паре соседних округов Флориды).
Покойного быстро записали в лидеры довольно условного феномена Soundcloud-rap — то есть он сделал себе имя именно в интернете, а теперь на его своеобразных виртуальных похоронах отметились десятки, если не сотни коллег по жанру — от легенд андерграунда (как Lil B) и южного рэпа (Джуси Джей из Three 6 Mafia) до главных селебрити от хип-хопа (вплоть до Канье Уэста и Джей Коула). Почти каждый при этом писал о редком таланте убитого и даже о его влиянии на свою работу, тем самым подтверждая его статус в современной поп-культуре, который из-за характера проблем Экса с законом продолжает оставаться предметом широких дискуссий. Но, кажется, самая фантасмагорическая подробность — тред в Twitter, автор которого делает на основе записей в соцсетях если и не однозначные, то как минимум наглядные догадки по поводу личностей убийц. Полиция объявила, что напали на артиста двое чернокожих мужчин в капюшонах, причем на лице стрелявшего была красная маска. Что ж, вскоре после убийства и незадолго до него малоизвестные локальные рэперы Соулджа Кидд и Соулджа Джо выложили несколько фотографий, где фигурирует не только красная маска, но и разные вариации на тему аббревиатуры XXX в подписях, а за десять минут до атаки один из них опубликовал короткое видео из соседней со злополучным мотосалоном забегаловки. В кадр попал пистолет. Интересно, что 2 мая Соулджа Кидд выпустил новый микстейп — с названием XXX
Причастны ли два Соулджа к убийству одного из самых популярных рэперов момента или нет, но просмотров у них в ближайшее время прибавится. Кстати, в отличие от звездного земляка с его эмо-лирикой и экспериментами эти два персонажа пишут вроде бы ровный гангстерский пост-трэп, быстро выдающий в себе бледную кальку с песен артиста YoungBoy Never Broke Again.
Если Эксэксэкстентасьон действительно стал жертвой беспощадной войны ноунеймов за хайп, то в его трагической гибели трудно будет не разглядеть очень жестокую, почти бесчеловечную, но тоже в духе времени иронию. Строго говоря, первая волна хейта в его адрес базировалась на том же обвинении — фрешмен из Флориды, еще весной 2016-го работавший в колл-центре, мол, готов на что угодно ради привлечения внимания. Предъявляли, конечно же, одновременно с другими выходцами с платформы Soundcloud вроде уже тоже покойного Lil Peep или Lil Xan за фриковатый внешний вид — часто цветные, эффектные дреды или косички на голове, татуировки на лице, концертная униформа из одних коротких шорт (написавшая две недели назад очень критичный материал об Онфрое и деталях его дела о домашнем насилии журналистка The Miami New Times не удержалась, несмотря на характер своего текста, от наблюдения «ошеломляюще красив» в адрес героя).
Неоднократно воспламеняла хейтеров привычка рэпера встревать в неприятности в абсолютно мирных ситуациях — драться при каждом удобном случае он начал еще в школе, где не вписывался ни в одну компанию. Экс, которого хорошо знакомые флоридские рэперы вроде Дензела Карри или Твелв'Лена и правда открыто называют чуть поехавшим (поясняя: юный даже на их фоне возраст, трудное детство и его следствие — психическая неуравновешенность), регулярно встревал в потасовки с посетителями концертов и их охраной, улетал в нокаут прямо на сцене от руки оскорбленного рэпера, провоцировал после отмены пары шоу натуральные массовые беспорядки в толпах из тысячи-двух фанатов (разгонял спецназ). Когда у XXXTentacion не было происшествий на сцене, он ухитрялся попадать в новости, публично объявляя бифы другим представителям жанра