В 1915 г. Морское министерство Российской империи заказало в Англии два однотипных ледокола. Они получили имена “Козьма Минин” и “Князь Пожарский”. Первым в конце 1916 г. был построен “Козьма Минин”. Он сразу же отправился продлевать навигацию порта Архангельск. В начале 1917 г. к старшему брату присоединился и ледокол “Князь Пожарский”. Оба ледокола имели длину более 74 м, а ширину 17,4 м, три гребных винта вращались каждый от своей паровой машины. Общая мощность трёх паровых машин составляла порядка 6500 л.с. Несмотря на то, что данный тип ледоколов считался “большим”, они не могли круглогодично работать во льдах Белого моря, проводки караванов не всегда были удачными и зачастую сильно затягивались. Тем временем, к власти пришли большевики и Россию охватила Гражданская война. В феврале 1920 г. советские войска стремительно продвигались на север к Архангельску. В самом городе начались разговоры среди матросов, многие агитировали за советскую власть. На тот момент главнокомандующим Северной армией белых был генерал Миллер. Он прекрасно понимал, что противник скоро будет в Архангельске. Генерал отдал приказ готовиться к возможной эвакуации.
На прибывший после рейса ледокол “Козьма Минин” взошли морские офицеры для контроля за матросами и подавления возможных бунтов среди команды. Также для побега была использована яхта “Ярославна”, на которой - в отличие от ледокола - было установлено орудие. Под покровом ночи штаб главнокомандующего во главе с генералом Миллером, белогвардейские офицеры и члены их семей разместились на ледоколе. Утром перегруженный ледокол стал отходить от пристани, на буксире у него была также нагруженная сверх нормы яхта “Ярославна”. Собравшиеся на набережной рабочие были явно недовольны этим обстоятельством и открыли пулемётный огонь по беглецам. Из орудия “Ярославны” двумя залпами разогнали протестующих, но о бункеровке ледокола углём речи быть не могло. Вскоре стало ясно, что через сплоченные льды, встреченные на пути, ледоколу “с прицепом” не пробиться. Пассажиры перешли с яхты на борт ледокола, и таким образом вместо расчетных 120 членов экипажа на “Козьме Минине” оказалось больше 1000 человек. Также с яхты забрали весь уголь и оружие. Бросив “Ярославну” во льду, “Козьма Минин” направился дальше в сторону Мурманска. В погоню за ледоколом из Архангельска вышел ледорезный пароход “Канада” (тот самый, что впоследствии был переименован в “Федор Литке” и первым прошел Северный морской путь за одну навигацию). “Канада” открыла огонь по “Козьме Минину”, но, получив отпор оружием, снятым с “Ярославны”, ретировалась. Пока ледокол с беженцами пробивался сквозь льды Белого моря, началось восстание в Мурманске, и “Козьма Минин” решил бежать в Норвегию.
План сработал, и ледокол прибыл в норвежский порт Тромсё 25 февраля 1920 г., после чего прошел еще южнее в Хоммельвик. Сам ледокол позже перегнали во Францию, переоборудовали в минный заградитель и переименовали в “Castor”. В 1942 г. корабль захватили немецкие войска, а спустя год он затонул. После второй мировой войны в 1946 г. бывший русский ледокол подняли со дна, но восстановление оказалось слишком дорогостоящим, и судно порезали на металл.