24 июня 1945 года, 10 часов утра. Несмотря на дождь стройные колонны солдат и офицеров доблестной Красной армии стоят у стен Кремля в ожидании начала самого торжественного момента в их жизни. И вот с последним боем курантов из ворот Спасской башни на белом коне выезжает маршал Георгий Жуков, по направлению к нему также на коне скачет маршал Константин Рокоссовский. Сойдясь напротив мавзолея Ленина два именитых полководца открыли Парад Победы, кадры с которого вскоре облетят весь мир.
Под музыку огромного оркестра сводные полки, символизирующие фронты, участвовавшие в Великой Отечественной войне, пройдут по Красной площади торжественным маршем под взорами лидеров Советского Союза, вымокших зрителей и сотен камер и фотоаппаратов. Вслед за сводными полками будут вынесены двести немецких флагов и штандартов. Все они были брошены к подножию мавзолея под бой барабанов.
Следом прошел парад боевой техники, а завершением этого торжественного дня стал салют. В 23 часа из поднятых в небо аэростатов были выпущены 20 тысяч ракет, а в финале в воздухе в свете прожекторов появилось полотнище размером 18х18 метров с изображением ордена «Победа».
Для всей страны прошедший в Москве парад стал знаковым. Теперь уже не было никаких сомнений, что война окончена, а сбросивший с себя столь тяжелую ношу народ наконец стал возвращаться к мирной жизни, ведь миллионам граждан еще предстояло восстановить из руин разрушенные здания, заводы, дороги и мосты. По множеству фотографий, видеозаписей и воспоминаний очевидцев Парад Победы был разобран буквально на детали, однако отдельные моменты остались незамеченными. Давайте же посмотрим, какие факты остались за кадром.
Идея проведения парада в честь победоносного завершения войны появилась у Иосифа Сталина вскоре после подписания капитуляции 9 мая 1945 года. Свои соображения он высказал начальнику Генштаба генералу армии Антонову и начальнику Оперативного управления Генштаба генерал-полковнику Штеменко, на которых и выпала основная работа по подготовке парада. И хоть по их расчетам на предварительные мероприятия требовалось не меньше двух месяцев, Сталин сам определил дату парада – 24 июня 1945 года.
На торжественном обеде в Большом кремлевском дворце, устроенном 24 мая 1945 года в честь победы над Третьим Рейхом, присутствовали командующие фронтами и другие высшие офицеры. Именно на этом мероприятии было объявлено о скором проведении парада, после чего закипела работа по подготовке. Также Сталиным были обозначены главные лица парада: принимать его должен был маршал Жуков, проводить – маршал Рокоссовский.
На всех фронтах приступили к формированию сводных полков, численность каждого из которых составляла 1059 человек плюс десять запасных. Критерии отбора были жесткие (военнослужащие должны быть ростом не менее 176 см, не старше 30 лет, при этом проявившие мужество и имевшие награды), однако подходили под них десятки тысяч солдат и офицеров победившей армии. В итоге сводные полки были расширены до 1465 человек. Позже десантник Павел Бранчуков вспоминал:
Отбор шел тщательный <…>. Дело доходило до конфузов, когда под эти требования не подходили чуть ли не дважды Герои Советского Союза. Волевым решением командиров эти люди все же зачислялись в списки. К моему огромному счастью, я попал в число участников.
Но кроме фронтовиков отбор шел и среди курсантов военных училищ. Младший лейтенант Борис Кизельштейн, в июне 1945 года слушатель курсов переводчиков Военного института иностранных языков, позже рассказывал, что он в числе других отличников боевой и политической подготовки оказался в числе участников парада.
Парад было решено провести в новой форме, поэтому на нужды столь масштабного мероприятия заработало множество швейных фабрик Москвы и Подмосковья. Именно тогда впервые в истории Красной армии для офицеров была пошита форма цвета морской волны, ставшая позже традиционной. Кроме того, для каждого сводного полка были изготовлены парадные штандарты, на алом бархате которых золотыми буквами были нанесены наименования фронтов. Поскольку каждый штандарт имел массу порядка 10 кг, для знаменосцев были изготовлены специальные портупеи, облегчавшие ношение.
Начиная с 10 июня в Москве и окрестностях проходили постоянные тренировки. Фронтовики и курсанты, рядовые и генералы занимались строевой подготовкой, что в условиях войны им не очень требовалось. Многочасовые занятия выматывали всех, но желающих отказаться от участия не было. Тренировку проходили также маршалы Жуков и Рокоссовский. В прошлом опытные кавалеристы быстро вспомнили старые навыки и им не пришлось долго подвергаться муштре.
А вот у устанавливавших на Рейхстаге красный флаг сержанта Егорова, младшего сержанта Кантария и капитана Неустроева со строевой все пошло неважно. Именно они должны были выносить на Красную площадь Знамя победы, однако по словам самого Неустроева, на одной из тренировок он, раненый в правую ногу, так сильно оторвался от сводного полка Карельского фронта, что по приказу Жукова от идеи с выносом знамени было решено отказаться, и его в тот же день передали в Музей Вооруженных сил.
Тысячи людей, работавших над подготовкой к параду, так и не появились на Красной площади, но были и те, кто остался в тени у всех на виду. Ими были фотографы и кинооператоры, буквально окружившие площадь и ловившие каждый важный момент эпохального события. К слову, часть съемки велась на трофейной цветной пленке.
На основе кинопленки было смонтировано два документальных фильма (один цветной, другой – черно-белый), которые, однако, все же пришлось доснимать. Как оказалось, в них не оказалось места генералам армии Баграмяну и Еременко. Эту досадную оплошность устраняли уже в местах службы именитых военачальников, а кадры с ними позже были вмонтированы в окончательные варианты фильмов.
Приближается семьдесят пятая годовщина Победы. Вглядываясь в мужественные лица участников парада тяжело поверить, что многих из них уже нет с нами. Они выдержали самые суровые испытания, они пронесли красное знамя от побережья Баренцева моря и руин Сталинграда до Берлина и Праги, победоносно завершили эту ужасную войну. Они возвращались к мирной жизни, медленно старели, уходили в иной мир, но на кадрах того памятного дня раз за разом перед нами стройными колоннами проходят молодые воины, обессмертившие свои имена беспримерным подвигом.
Источники:
Павел Бранчук. Самый памятный день моей жизни;
Сергей Штеменко. Генеральный штаб в годы войны
Если вам понравилась статья, то рекомендую также прочитать:
О людях, снимавших войну;
Об участии Германии и Великобритании в интервенции;
Об участии "власовцев" в Пражском восстании