С 1 января 2019 года в России изменились правила вывоза и утилизации мусора. Высокие тарифы, подушевая оплата вместо норматива на жилплощадь, появление неведомых региональных операторов, обещания построить мусороперерабатывающие предприятия и ввести раздельный сбор мусора. И все это новая мусорная реформа.
Федеральный закон № 89-ФЗ, по замыслу авторов, должен коренным образом изменить всю систему вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО). Однако первые месяцы реализации «мусорной реформы» показали, что количество вопросов у населения по поводу введения и оплаты новой коммунальной услуги не иссякает. Многие сочли введения новых правил по обращению с ТКО не иначе как покушением на кошелек гражданина. По стране прокатилась волна возмущений. Вместе с новыми платежками люди получили «космические» тарифы, горы неубранного мусора во дворах и тотальную неразбериху между управляющими организациями и регоператорами, кто же теперь за что отвечает.
КТО И ЗАЧЕМ ПРИДУМАЛ «МУСОРНУЮ РЕФОРМУ»?
Идея была благой. Предполагалось, что назначенный на каждой территории региональный оператор по работе с ТКО сделает настоящую «мусорную революцию». Повсюду поставят контейнеры для раздельного сбора мусора, построят мусоро-сортировочные станции, закроют старые свалки, появятся перерабатывающие заводы. Тут и борьба за экологию, и заслон против несанкционированных свалок, и упорядоченная оплата услуги.
Изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» Президент РФ подписал еще в декабре 2015 года. Предполагалось, что с января 2017 года Россия перейдет на новую систему обращения с коммунальными отходами. Будут построены мусороперерабатывающие предприятия, во дворах появятся цветные контейнеры с раздельным сбором отходов из стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов.
Шло время. Регионы до последнего откладывали процедуру назначения региональных операторов, новые полигоны или заводы никто строить не спешил. В итоге реформе определили «дедлайн» – 1 января 2019 года. Наспех определили операторов, приняли на всякий случай высокие тарифы, утвердили с запасом нормативы накопления мусора для каждого россиянина и в конце января разослали всем новые платежки.
С 2019 года плата за обращение с ТКО стала коммунальной услугой (как отопление, водоснабжение, электричество). И на нее теперь распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам. Соответственно, на нее будет распространяться и пресловутая индексация, которая применима к тарифам. С 2019 года это произошло дважды: в январе и в июле.
Часть регионов выхлопотала себе все же плату по квадратным метрам, а не с количества прописанных. Но платить за новую коммунальную услугу обязали всех, включая тех, кто проживает в частном секторе и имеет сад-огород.
МОЖНО ЛИ ОСПОРИТЬ ТАРИФ? ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ ПЛАТИТЬ ПО ТАКОЙ ВЫСОКОЙ СТАВКЕ?
Тариф ТКО формируется исходя из расходов регионального оператора на услуги по сбору, транспортировке ТКО, расходам на заключение и обслуживание договоров с собственниками и управляющими компаниями, утилизацию. Сюда же входят администрирование деятельности, зарплаты сотрудников, автомобили, расходы на бензин и прочее.
По замыслу авторов реформы, в этот же тариф заложены будущие предприятия по переработке отходов, сохранение окружающей среды и т.п. Когда будут расчищать несанкционированные свалки и как теперь утилизируют отходы, пока непонятно, но тарифы уже их предусматривают. К примеру, в Московской области работает семь региональных операторов. И у каждого определена своя стоимость услуги по вывозу ТКО. Стоимость тарифа колеблется от 616,39 до 949,56 рубля за кубометр мусора.
ВАЖНО ЗНАТЬ! Тариф ТКО регулируется Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами». Есть еще Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16.
Можно ли оспорить несправедливый тариф? Можно. По аналогии и в том же порядке, как и любой другой коммунальный тариф – через обращения в прокуратуру, Федеральную антимонопольную службу или суд.