Найти тему
Teenage

Это важно знать о кризисе 3-х лет

Оглавление

Почему при воспитании ребенка важно учитывать возраст? Потому, что знание об особенностях развития детей в разные возрастные периоды поможет взрослым правильно организовать проживание каждого возрастного этапа, поможет родителям вырастить ребенка психически здоровым, самостоятельным, инициативным и уверенным в себе человеком. Получая новые знания, мы можем стать "специалистом" по своему ребенку.

Что нам важно знать об этом возрасте?

На третьем году жизни ребенок впервые противопоставляет своё "Я" окружающему миру и начинает чувствовать себя отдельной личностью.

Психологи называют это "кризис трехлетнего возраста", но это, скорее, условное понятие, потому что процессы, которые являются особенностями трехлеток могу растягиваться со второго полугодия двух лет по второе полугодие трех лет. В связи с этим наиболее правильно называть его "кризисом третьего года жизни".
-2

Кризис третьего года жизни сравнивают с подростковым по мощному сопротивлению ребенка.

Обычно слово "кризис" родители произносят с каким-то "возмутительным оттенком", наподобие "Ужас!Ужас! Этот ужасный кризис!".Но имейте ввиду, что в научной психологии кризис - это переход на новый уровень.

Известный педагог-психолог Лев Семёнович Выготский считал, что кризис возникает на стыке двух возрастов : завершение предыдущего этапа - это начало нового. И в переходные моменты развития ребенок становится "относительно трудновоспитуемым". Так как наше обычные воспитательные меры не успевают за скачкообразным изменением его личности. Таким образом, кризисным годом может быть (и есть) любой год: 1, 2, 3, 4,5 и т.д.

На каждом таком этапе существуют особые, присущие этому возрасту проблемы, с которыми мы, родители, сталкиваемся .

"Семизвездие симптомов" -

вот так романтично назвал Лев Семёнович Выготский наиболее яркие особенности поведения ребенка третьего года жизни, с которыми вы можете столкнуться:

1. Негативизм

Ребенок перестает делать то, что вы просите не потому, что не хочет, а потому, что именно "вы" это просите:

- "Надень эту шапку".- "Нет". Всё, что чёрное - белое, всё, что белое - чёрное.

2. Упрямство

Не путайте с обычной настойчивостью. Ребенок настаивает на своем, потому, что он так уже сказал и не может идти "на попятную".

- "Юра, подойти ко мне, я тебе дам другую машинку".- "Нет".- " Она не сломана и чистая".Юра с этим внутренне согласен, но все равно:- "Нет".

3. Строптивость.

Направлена против образа жизни в семье, против норм воспитания, против правил.

- "Собери игрушки".- "Да ну..."

Как в напеве цыганской песни: Айданудадуданай
Айданудану...

4. Своеволие.

Все хочется делать самому. Классическое для этого возраста "Я сам!". Активно развиваетмя любознательность ребенка.
А его подвижность может зашкаливать.

5. Протест-бунт.

Регулярные "войны" со взрослыми. У ребенка формируется независимость, воля, самостоятельность
-3

6. Обесценивание.

Ребенок перестает интересоваться всем, что было интересно, привычно, чем дорожил. В это время ребенок может начать дразниться, кусаться, ругаться, ломать любимые игрушки...

7. Деспотизм.

Господин. Деспот. Всем диктует свою волю, кому что делать, кому что не делать. Всех расставляет по местам, "ты туда нэ ходы, ты сюда ходы".
Хочет, чтобы все его желания исполнялись. Абсолютная власть над взрослыми.
Таким поведением ребенок неосознанно возвращает себя в раннее детство, когда фактически все его желания исполнялись...

Семь совершенно негативных звёздочек...

Спешу успокоить родителей:

Как полагал Выготский, протекание кризиса - бурно, но не долго. И даже бурность - это показатель того, что личность ребенка является активно растущей. Отсутствие бурного проявления негативизма, вялость - показатель задержки волевой стороны личности ребенка, его желаний и импульсов .
-4

Как родители могут реагировать на негатив:

1. Разрешить

"Не хочешь-не надо""Хочешь-получи"Но разрешение уместно только в ситуации, в которой нет опасности для ребенка.Но в этом случае, ребенок будет расти избалованным. Он всегда будет добиваться от вас всего, что хочет.

2. Игнорировать

Как будто вы ничего не видели, не заметили. Такое мнимое незамечание. Хорошо срабатывает при истериках.

3. Переключить

На другой вид деятельности:- "Давай посмотрим, что у нас там папа делает...",- "Пойдем поищем, куда спряталась твоя любимая кукла",- "А что там на улице делается?"Это действует, потому что игра остаётся всё ещё привлекательной для ребёнкаНе переключайте так:"Сейчас тебя дядя заберёт..."- "Если не прекратишь, то мне придется отдать тебя вон той тёте..."Такая ваша реакция на плохое поведение ребенка провоцирует возникновение у него страхов.

4. Подавить

- "Сказала тебе выпить молоко, пей",- "Если будешь продолжать кричать, накажу".(Подавление уместно использовать лишь в ситуации агрессии ребенка, опасной для его жизни).Подавление может сделать из ребенка невротика.

5. Направить внимание на положительное в ребенке и на отрицательное вне его.

- "Ударился? Сейчас подую"...- "Смотри, как ты хорошо умеешь складывать игрушки, а бабушка плохо". Не переусердствуйте с такой уловкой: - "Давай накажем этот шкаф, который тебя ударил, побьем его вот так...атата!". - "Какой плохой мальчик, который тебя обидел. Не дружи с ним больше".

Этот прием может привести к тому, что в более взрослом возрасте ребенок будет искать причину своих невзгод только "вовне", и не сможет объективно оценить свои действия.

Что с этим "негативом" делать? Принять, потому что он необходим для развития ребенка, он неизбежен, он длится недолго.Научиться выстраивать с ребенком конструктивный диалог, найти золотую середину между "можно всё" и "нельзя ничего".И , как писал Выготский "За каждым негативным симптомом скрывается позитивное содержание..."

Удачи вам, родители!🙋🤗