Найти тему
Художество

Нидерландский художник Питер Артсен

Питер Артсен (1508-1575) - нидерландский художник. Из-за своего роста был прозван длинным Питом. Даже в официальных книгах гильдии художников Антверпена, он был записан как «Ланге Петр, шильдер» (Высокий Питер, художник).

Родился в Амстердаме в семье торговца чулками. С детства Питер хорошо узнал и полюбил окружавший его мир с узкими улочками, тесными лавками, простыми людьми с грубыми руками и обветренными крестьянскими лицами.

Интерьер крестьянского дома. 1556 г.
Интерьер крестьянского дома. 1556 г.

Наверное поэтому любимым направлением в живописи для Питера Артсена становится жанровая живопись.

Основам живописи Питер учился в мастерской художника Алаэрта Класа. После ряда самостоятельных работ Питер Артсен был принят в члены гильдии Святого Луки, объединения художников Антверпена - центра художественной жизни Нидерландов.

В Антверпен он женился на Кателин Бекелар, дочери одного антверпенского художника, которая родила ему восемь сыновей, трое из которых впоследствии тоже стали художниками.

Религиозная живопись была главной темой всех произведений художников того времени. У Питера Артсена религиозное содержание картины уходит на второй план, а на первый натюрморт, состоящий из горы мяса и фруктов.

Именно такой предстает перед нами картина "Христос в доме Марфы и Марии". На первом плане натюрморт из горы различных продуктов, а Христос с Марией в глубине зала у самого выхода.

Христос в доме Марфы и Марии. 1553 г.
Христос в доме Марфы и Марии. 1553 г.

На картине "Поклонение пастухов" на первом плане не младенец Христос, а большая голова коровы. У Марии грубое лицо простой крестьянки.

Поклонение пастухов
Поклонение пастухов

Постепенно художник все дальше уходил от религиозных сцен и с удовольствием изображал предметы мебели, кухонную утварь, горы мяса, фруктов, цветов.

Он первым сумел совместить на одном полотне натюрморт с жанровыми сценами, чему впоследствии стали подражать многие художники Европы.

Повар. 1559 г.
Повар. 1559 г.
Рыночная сцена. 1569 г.
Рыночная сцена. 1569 г.

В более поздние годы, когда нужно было содержать большую семью, Питер Артсен, идя на встречу пожеланиям заказчиков, начал писать картины религиозного содержания в традиционной для этого жанра манере.

К сожалению большая часть картин Питер Артсена была уничтожена в ходе иконоборческих восстаний религиозного течения протестантов, направленных против владычества Католической церкви, которые вспыхнули в 1566 году в Антверпене и послужили началом Восьмидесятилетней войны, в ходе которой были разгромлены тысячи католических церквей.

Тем не менее, в книгу истории живописи художник Питер Артсен сумел вписать свою страницу, которая стала примером для последующих поколений художников.

Яичный танец. 1552 г.
Яичный танец. 1552 г.

Если статья понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал Художество