Нас просто тупо кинули,
когда ЕГЭ подкинули!
Когда ЕГЭ придумали,
Наверно, головой не думали!
Многие не раз слышали эту песенку от Александра Мясникова из команды "Уральские пельмени". Не задумываясь слушатели смеются над текстом и в комментариях выражают одобрение автору, ругают на чем свет стоит создателей ЕГЭ и жалеют выпускников как прошлых лет, так и будущих.
А может не так все и страшно, как в песне поется? Не боясь вызвать критику в свой адрес, я приведу свои доводы в пользу такой формы проведения итоговой аттестации.
Во -первых, единый государственный экзамен задумывался для того, чтобы облегчить жизнь выпускников или будущих абитуриентов, называйте как хотите. Сдал один раз экзамены и подавай документы в выбранный ВУЗ. Не надо все лето сидеть за учебниками и ходить на курсы, для подготовки к поступлению по выбранной специальности. Помню как мы сдавали сначала выпускные экзамены в школе, потом почти месяц сидели над книгами, чтобы сдать вступительные экзамены в институт или техникум. Некоторые престижные университеты проводят свои собственные испытания по определенным предметам, но это не запрещено законом, да и поступить в учебные заведения уровня МГУ всегда было непросто. В основной же массе современные ВУЗы принимают на обучение по результатам единого экзамена. Как мне кажется это одна из главных целей ЕГЭ унифицировать выпускные и вступительные экзамены. И вспомните представители старшего поколения, какой конкурс был ВУЗы даже не самые престижные. Конкурс два три человека на место, это было нормой. Может поэтому советские врачи, инженеры и представители других специальностей имели высокую квалификацию.
Во-вторых. С момента введения в практику выпускного экзамена в форме ЕГЭ(да и ОГЭ тоже) не утихают споры о качестве заданий, о тестовой форме, которую якобы придумали за океаном для проверки знаний детей с отставанием в умственном развитии. Успокойтесь! Тестовая составляющая в современном экзамене сведена к минимуму, одно-два задания на 20 в ОГЭ в 9 классе, и очень редко в 11. Говорить, что ЕГЭ придуман для "тупых" или, что ЕГЭ " отупляет" по меньшей мере некорректно. Посмотрите задания по математике в профильном уровне экзамена, чтобы выполнить первую его часть нужно обладать знаниями скажем так выше среднего, а вторая часть с развернутым ответом предполагает, что выпускник знает математику на продвинутом уровне. По другим предметам тоже самое. Русский язык - для допуска к экзамену одиннадцатикласнику нужно написать сочинение, вот Вам проверка умения стройно излагать свои мысли и подкреплять их цитатами из произведений авторов изученных в школьной программе и не только. Во время экзамена пишется еще одно сочинение, а задания на знание основ русского языка простыми не назовешь. Можно рассказывать про все предметы, вынесенные на итоговую аттестацию, при желании проанализировать в отдельной статье задания по каждому, что уже делалось не раз. Поступить можно проще. Родители, возьмите задания по предметам, которые собрался сдавать ваш ребенок и посмотрите так ли просто ему будет на экзамене, заодно проверите себя на знание предметов. Поверьте, это будет интересно и поучительно для Вас самих! Самое главное, если выпускник не собирается поступать в ВУЗ или при поступлении ему не понадобится профильная математика есть возможность сдать облегченную базовую версию, которая потребует простых школьных знаний.
В-третьих о самом больном вопросе - о мерах, которые принимаются при проведении экзаменов. Видеокамеры в аудиториях, металлодетекторы, рамки, досмотр выпускников вызывают у общественности бурю негодования:"Вот какие унижения приходится терпеть нашим детям!" Давайте разберемся, а почему такие меры предпринимаются вообще? В первые годы, когда только ввели такую форму экзамена сколько было жалоб на выпускников, которые пользовались телефонами, шпаргалками и успешно сдавали, а те кто пытался честно сдать экзамен заваливали его или не набирали нужные баллы. Были случаи, когда на экзамен приходили подставные лица. "Что посеешь, то и пожнешь"- так гласит народная мудрость. Организаторы ЕГЭ стали ужесточать меры и бороться за "чистоту" результатов. Наивно полагать, что на такого уровня экзамене выпускникам позволят много списывать.
Вообще тема списывания болезненная для нашего образования. В школе списывают почти все ученики! Если в начальной школе это еще хоть как-то сдерживается родителями, то после перехода ребенка в старшие классы контроль ослабевает, а возможностей списать все больше. В советской школе, да и в школе конца девяностых начала двухтысячных, ученики готовили шпаргалки, как только не ухитрялись их спрятать и в рукава, и пояс, и на полы одежды. Списать в те годы считалось большим искусством достать шпаргалку, чтобы не заметили учителя на экзамене нужно было постараться. Шпаргалка тогда выполняла еще и не свойственную для неё функцию- она заставляла повторять материал. Ведь, чтобы приготовить качественную шпаргалку нужно было уметь выделить главное из огромного объема информации по предмету, ибо размеры и форма заветных листочков бумаги не позволяла выносить туда все подряд. Многие несли шпаргалку просто как оберег придающий уверенности, положил в карман и на душе спокойнее. Но с появлением в нашей жизни сотовых телефонов, а затем и смартфонов все изменилось. зачем сидеть над учебниками и выделять главное? Все готово разложено по полочкам! не нужно напрягать серое вещество в черепной коробке для заучивания материала по предмету. Даже сочинения готовые есть - бери и списывай Интернет свел на нет все усилия педагогов, основная масса учащихся пользуется готовым домашним заданием, не учит формулы и теоремы и.т.д. Результат понятен, на экзамен идут с надеждой списать или подсмотреть ответ. в школе учителя безуспешно ведут борьбу с телефонами на уроках, но как в той поговорке "голь на выдумку хитра". У некоторых особо одаренных по два, а то и по три гаджета. Один сдали для вида есть второй, третий. очень сложно убедить и детей и родителей, что на экзамене такой воли не будет. Поэтому и стресс, что все отберут на входе и чувствует себя Ваш ребенок не комфортно!
В современном сетевом пространстве появились предприимчивые личности. Пользуясь спросом размещают, якобы правильные ответы на варианты ЕГЭ И ОГЭ по предметам и за энную сумму открывают к ним доступ. причем дети говорят об этом в открытую и не стесняясь. Что Вы хотите после этого от государства? Блокировать источники распространения такой информации сразу кричат о нарушении прав и свобод идут по самому простому пути - проверяют на входе.
Наш человек наверное так устроен на генетическом уровне, а может выросло такое поколение, которому лучше приложить неимоверные усилия, чтобы обмануть систему, чем просто учится с самого начала с пятого шестого класса и получить знания необходимые для сдачи ЕГЭ!