Часть 2
Ненасытный внутренний спрос
Потенциальный внутренний спрос - сильнейший аргумент в пользу расширения российского автопрома. Если в государствах Центральной Европы на 1000 жителей приходится 400 автомобилей, то в России показатель составляет 290. Еще большее количество отделяет Россию от Западной Европы и США, где 560 и 740 автомобилей на 1000 жителей соответственно.
Мечты простых граждан и сверхдержавные амбиции Кремля-вот факторы, говорящие за выполнение сценария, нарисованного экспертами из БЦЖ.
Экспорт находится в планах расширения за пределами центра внимания, и импорт автомобилей по-прежнему будет высоким. В 2012 году на каждые 15 легковых автомобилей, привезенных в Россию из-за рубежа, приходилось по одному экспортируемому, чаще всего в одно из государств б. СССР. Для грузовиков доля импорта-экспорта составила 8 к 1. Даже после большого расширения производственного потенциала самодостаточность не может быть и речи.
Из-за социальной стратификации, напоминающей царские времена, Россия останется важным импортером роскошных и экстравагантных автомобилей. Средний класс, являющийся основой большой политики и бизнеса, тоже имеет свои требования. Во времена процветания часть спроса должна быть удовлетворена импортом, в то время как в периоды меньшего глобального спроса Россия может экспортировать в довольно значительных масштабах, но по-прежнему в основном в соседние страны.
Существенной угрозой для этих планов являются очень большие колебания спроса, обусловленные сырьевым характером экономики. Любые возмущения на сырьевых рынках мгновенно отражаются не только на основных макроэкономических отношениях, но и на настроениях и решениях потребителей. За последние 4 года продажи автомобилей в лучшие месяцы были в 4 раза больше, чем в худшие месяцы. Такие качели-очень серьезный аргумент, обескураживающий потенциальных инвесторов. Однако, с другой стороны, расширение автомобильной промышленности уменьшило бы зависимость от сырья и, таким образом, способствовало бы смягчению амплитуды колебаний спроса, включая спрос на автомобили.
Быстрый рост заработной платы и расходов
В 2013 году заработная плата в России была (с учетом изменений в производительности) в 7 раз выше, чем в 2000 году в Китае и Бразилии идентично определенные показатели заработной платы улучшились в то же время „только” примерно в два раза. Однако, в абсолютном выражении средняя заработная плата в российской экономике выросла с 695 дол./мес.в 2008 году, до 900 долларов в 2013 году, вывод из этих данных таков, что происходит там, переплачивая весьма посредственной производительности.
Из-за растущих затрат на рабочую силу у инвесторов удлиняются мины. В их ущерб действует также систематическое повышение цен на электроэнергию и логистические услуги. За последние 5 лет цены на электроэнергию росли в России ежегодно в среднем на 13 процентов. Перевозка контейнера из Нижнего Новгорода в Центральной России в Санкт-Петербург может стоить столько же, как перемещение одного и того же контейнера на 20 раз больше пути из Санкт-Петербурга в Пусан в Южной Корее. Статус закона и правосудия также не может быть отнесен к числу факторов, способствующих инвестициям. Однако ставки и искушение слишком сильны.
В 2010 году автопроизводители, работающие в России, имели затраты выше на 15-20 процентов. по сравнению со средним уровнем в секторе. К перечисленным выше негативным факторам относился еще и неблагоприятный эффект не слишком большого объема производства.
Силы быстро растут
Однако в течение двух лет подряд международные автомобильные компании, работающие в России (BMW, Ford, General Motors, Hyundai/Kia Motors, Mazda, PSA Peugeot Citröen/Mitsubishi Motors, Renault-Nissan, Toyota, Volkswagen/Audi) стали по очереди объявлять планы экспансии на принципе расширения и модернизации существующих завода, а также строительства новых.
В 2012 году совокупные производственные мощности автомобильных заводов, действующих в России, составили 2,33 млн автомобилей в год, из них 970 тыс. это новые мощности на заводах, построенных с нуля. Уже через три года, т. е. в 2016 г. суммарные мощности выросли до 3,24 млн штук, из них 1,72 млн на новых заводах. В течение следующих нескольких лет производственные мощности действующих в России автомобильных заводов должны были оставаться на этом уровне.
Эффекты пришли быстро. В 2012 году автомобили, произведенные на месте международными корпорациями, заняли первое место, составив 41 процент. всего продаж на российском рынке. Импортные автомобили имели долю в размере 36 процентов, а русские марки вроде "Лады„ или ”Москвича" сумели соблазнить лишь 24 процента. покупателей. В 2005 году выпускаемые в России модели мировых концернов представляли собой лишь ок. 7 проц. продажи в целом. Важно, по мнению местных автомобилистов, качество автомобилей с российских заводов сравнимо с качеством автомобилей из-за рубежа.
И именно делают ли в России автомобили или крутят их с запчастями, поставляемыми из Центральной Европы, Индии, Китая или Бразилии? Пока преобладает сборка. BCG оценивает, что редко бывает, что автомобиль "сделано в России" содержит более 25 процентов частей и компонентлв, изготовленные на отечественных заводах, до назначенной правительством цели 60 процентов, так что до этого еще очень далеко.
Продолжение следует..
Спасибо, что читаете мои статьи, хотелось бы услышать мнение читателей, кому этот интересно.
О чем вы хотите послушать? Пишите в комментарии.