Международная академия русской словесности учредила Международную литературно-общественную премию имени известного русского поэта, писателя и правозащитника Александра Ткаченко. Ежегодно награждать этой престижной премией будут писателей-правозащитников.
Интервью с известным русским писателем, крымчаком по национальности Александром Ткаченко.
— Крымчаки никогда не совершали безрассудных поступков, были осторожны и тут появляется поэт, который открыто бросает вызов власти. Проявляет такие качества, о которых многие знакомые Александра Ткаченко и не подозревали. С чем это связано? Для крымчаков подобное поведение не характерно.
— Я считаю, что делал обычное дело, то, что должен был делать, как человек. Если смотреть пошире, то в принципе те, кто родился после войны, — это интересное поколение. Что перенесли мой отец, наша семья… Мама осталась жива, потому что была в эвакуации, папа вернулся с фронта. Он был командиром партизанского отряда. Он заложил в меня дух победителя. Отцы нам дали такое, что мы не должны проиграть, мы должны делать свое дело классно. Если выходим на поле, то должны победить. Если ввязываешься в эту игру, понимаешь, дух этот они принесли оттуда, с фронта, не все, конечно, но кому повезло.
Второе, я сформировался как юноша в годы оттепели. Уже не было сталинских репрессий, я только слышал о них, но страха уже не было, потому что перестали стрелять. Потом наступила хрущевская оттепель. Но я состоялся, как парень, еще и на футбольном поле. А там каждый день нужно было совершать подвиги. Если ты не будешь на поле драться, биться за что-то каждую секунду, то тебя не будут ставить. Поэтому мне спорт дал очень многое.
А дальше начались времена разгула. Москва. Сомнения постоянные, существует и страх, существует все. Важно, пересиливать это. А потом, главное, это ощущение не только самого себя — команды, в которой ты играешь. Ты руководишь организацией, с которой согласен. Не только сам выступаешь, но и от их имени. Это ж не то, что я пошел защищать сам. 20 человек крупных писателей решили защитить писателя и журналиста Пасько. Я представляю их тоже. Трудно это все и отнимает много энергии, сил. Писать не хватает времени. Вообще не писал и сам себе сказал: каждый день ты должен приходить, и в каком бы состоянии не был, ты должен писать одну страничку текста. Вот и все.
— Мы пытаемся с тобой рассказать о крымчаках. Я о том времени, когда они ушли из джемаата, как ты говоришь, о «городских крымчаках» — наших современниках, ты же ищешь довоенные истории, дореволюционные легенды…
— Я думаю, что тут с двух сторон надо работать. С одной стороны — зафиксировать историческую мысль, все как бы понять до конца, кто такие крымчаки. Дать им место в истории. Есть разные взгляды. Это должны ученые-историки делать, а второе — это каким-то образом поднять художественную мысль, художественную идею. Записать то, что они были. Нужно стараться запечатлевать как можно больше из того, что говорят эти люди — наши современники. Не обращая внимания на противников, на тех, которые смотрят по-другому. Собственно говоря, у меня опыта в этом большого нет. Будет такое впервые, практически, сварить суп из топора. Кроме тебя самого и твоего прошлого, и твоих родственников, — десять человек старше тебя еще осталось, и все — это действительно сварить суп из топора. Мало чего сохранилось в истории.
— История твоей жизни — это история современного крымчака?
— Я думаю, это будет неправильно, наполовину – я украинец, папа был украинец, но крымчаки каждого, у кого течет в венах хоть капля крымчакской крови, называют КРЫМЧАКОМ.
Мое последнее интервью с Александром Ткаченко растянулось на несколько часов. Потом, уже после его смерти, этот разговор двух писателей-правозащитников, городских крымчаков, за бутылкой вина, показался мне возвращением из «светлого будущего»в далекое прошлое. В то время, когда для нас творчество и споры друг с другом были главным делом жизни. И очень жаль, что мы не спорили в этом винном погребе о литературе, не перебивали друг друга, как в молодости на занятиях в ЛИТО.
Через год после этого разговора увидела свет главная книга Александра Ткаченко «Сон крымчака, или Оторванная земля» об исчезающем народе, о его прошлом и настоящем.
Фрагмент из книги Марка Агатова Марка Агатова «Расстрелянный народ»
Алекса́ндр Петро́вич Ткаче́нко (19 апреля 1945, Симферополь — 6 декабря 2007, Москва) — русский поэт и правозащитник.
Родился в украинско-крымчакской семье, родители — Петр Ткаченко и Ольга Зенгина.
В 1960-е годы играл за футбольные команды мастеров («Таврия», «Зенит» Ленинград, «Трактор» Владимир) на позиции полузащитника и нападающего, был тренером футбольных команд (1970—1980). Окончил отделение физики и математики Крымского педагогического института (1968), отделение спортивных игр Крымского университета (1977).
В 1983 году окончил Высшие литературные курсы. Публиковал стихи и прозу с 1975 года. Автор 14 книг стихов и книги мемуарно-публицистической прозы «Футболь» (2001).
Генеральный директор Русского ПЕН-центра (1994—2007). Главный редактор журнала «Новая Юность» (1993—1996). Принимал активное участие в качестве правозащитника в ряде российских уголовных дел с политической окраской (дело Григория Пасько) или в случаях, когда обвиняемые имели отношение к литературе (дело Алины Витухновской).
Лауреат премии им. В. В. Маяковского (1979)
Награждён медалью Германа Кестена (1999)
Источник ВИКИПЕДИЯ
Источник: Сайт Марка Агатова www.agatov.com
Реклама
Все книги писателя Марка Агатова на РИДЕРО
Книги писателя Марк Агатов на ОЗОНЕ
Книги писателя Марка Агатов на ЛитРес
Книги писателя Марк Агатов на АМАЗОНЕ
Все книги писателя Марка Агатова на Букмейт