Найти тему

Оскар 2020: Послесловие

“Голливуд открывает культурные границы” - такой подзаголовок очень хорошо подходит для максимально краткого и сжатого описания того, что произошло на церемонии награждения Оскар 2020-го года. Событие уже историческое: корейские “Паразиты” спутав все возможные предсказания и предположения, обошли предсказанных фаворитов в трех номинациях из шести (а четвертую - за лучший международный фильм - забрали вальяжно, по дороге) - обойдя Квентина Тарантино в сценарной номинации, Сэма Мендеса в режиссерской, и всю голливудскую рать в главной номинации на Фильм Года - Пон Джун Хо, его команда и казалось весь корейский кинематограф у них за спинами установили тотальное превосходство на сцене театра “Долби” в самом сердце Лос-Анджелеса.

Пон Джун Хо
Пон Джун Хо

Не то чтобы никто не предполагал такого исхода - я и сам в тексте прогнозов постоянно упоминал такой вариант развития событий, но честно признаюсь - до конца не верилось, что все случится именно так. Не верил в это кажется вообще никто, даже после первого звоночка раздавшегося в тот момент, когда Пон Джун Хо поднялся на сцену получить награду за лучший оригинальный сценарий. Казалось, сбой системы и мимолетная аномалия, благо дальнейшие события развивались достаточно предсказуемо (разве что с отклонением в другой сценарной награде, которую получил вопреки моим ожиданиям “Кролик ДжоДжо”, но в целом все равно укладывающихся в оскаровский формат и прогнозы). Перелом произошел уже ближе к концу: на вираже ожиданий Пон Джун Хо вырвал награду за режиссуру и с этого момента сказка началась превращаться в осязаемую быль, окончательно оформившись в момент награждения за Лучший Фильм - первый за всю историю американской награды не американский и не (хотел уже даже написать “американоязычный”) англоязычный фильм удостаивается победы, при весьма сильной конкуренции.

Событие не просто историческое, но и в целом радикальное - стандартно считающийся замкнутой на себе, консервативной премией Оскар, всегда держащий не англоязычные фильмы в отдельном гетто, редко по мановению “барской” руки допуская их до соперничества с “родными” номинантами за последние несколько лет заметно преобразился - включая, например, предыдущий год, когда испаноязычная “Рома” Альфонсо Куарона взяла награду за режиссуру и операторскую работу (помимо награды в категории лучшего иностранного фильма). 2020-ый год таким образом стал для Оскара не просто шагом вперед, а целым прыжком и само-переизобретением: за сменой названия гетто-премии - из “Лучшего фильма на иностранном языке” в “Лучший международный художественный фильм” (хотя это конечно перемена сравнимая с переименованием “милиции” в “полицию” - формально менее “уничижительное, оно дает одну интересную деталь) - тот самый “международный” фильм прорывается и оказывается на главном постаменте, оставляя всех позади, знаменуя тем самым своеобразное авто-поражение американской кино-гегемонии.

Команда фильма “Паразиты”
Команда фильма “Паразиты”

Считывать произошедшее можно в нескольких ракурсах: вариант первый и оптимистичный - Оскар окончательно распрощался со своими консервативными корнями не только на словах, но и на деле: то самое обычно ругательно поминаемое всуе “diversity”, в целом рассматриваемое исключительно как внутренняя характеристика творческого и политического котла Голливуда, в которую могли быть вхожи по условному цензу исключительно представители индустрии изнутри, обрело глобальную форму - теперь равны действительно все, уже по факту и без “но”: вне зависимости от самых разных физических, расовых, гендерных или же языковых и национальных ограничений. Этот мотив уничтожения глобальных границ и отличий на церемонии подчеркивался неоднократно - достаточно вспомнить музыкальный номер исполнения заглавной песни из мультфильма “Холодное Сердце 2”, в котором принимали участие помимо исполнительницы оригинальной роли, актрисы дубляжа из 10-ти стран (среди которых, кстати, оказалась и актриса российского дубляжа мультфильма - Анна Бутурлина); да и многочисленные речи номинантов и представляющих лауреатов раз за разом проговаривали те же самые вещи, вплоть до возгласа “Пролетарии всех стран объединяйтесь!” от автора документального фильма “Американская Фабрика”, про то как китайский миллиардер открыл завод на территории США.

Вариант второй - скорее культурно-конспирологический и в целом не только не исключающий первый, но и логически его продолжающий: Оскаровский жест признания - это новый виток культурной глобализации, в которой комитет американской киноакадемии, избавившись от оков собственных традиций и консерватизма, снимает предохранитель локального своей капитализации - как было сказано выше, языковые ограничения, ограничения стран и политических границ, отображенных на карте мира, более не преграда для того, чтобы стать частью американского кинопроизводства - Голливуд окончательно перемещается в пространство виртуально-символического нахождения “над” и “извне”, он самоуничтожает собственную внешнюю “американскость” со всеми ее формальными атрибутами, ровно же для того, чтобы дополнительно ее подчеркнуть внутренне и (все также) переизобрести - теперь быть Америкой можно и в Корее, и одновременно с этим Америкой быть больше нельзя нигде, потому что ее нет, как нет и всего остального мира - культура перешла к общему знаменателю, в которой Оскар - это премия не американского кинопроизводства, но производства (по крайней мере пока что) в первую очередь индустриального, потокового, капиталистического в конце-концов.

Все это принимает особенно иронический оборот, если на секунду вспомнить что же за фильм все таки наградили. Не то, в какой стране этот фильм был снят, на каком языке говорят в нем актеры - а именно то, о чем все там вообще говорилось; а Пон Джун Хо , создав умелый анти-капиталистический фарс копнул возможно глубже, чем того заметили, а если даже и заметили, то от того и решили продлить существование этой издевки и перенести его уже за пределы кино: “Паразиты” - это не просто саркастический рассказ о социальной несправедливости, но еще и (в своей основе) предельно серьезный и старательно выполненный портрет того самого капиталистического Молоха, что выжимает из людей все возможные соки их существования и буквально приковывает их к себе, делает частью обеспечения своего технологически-виртуального тела.

Вот и получается, что Оскар (наконец-то) изменился, и это не может не радовать, как не может не радовать окончившееся (наконец-то) американское (кино-)высокомерие по отношению к остальному миру; а с другой стороны, Оскар изменился и наградив “Паразитов”, форма премии американской киноакадемии весьма демоническим образом совпала с ее сокрытым содержанием. Впрочем, закончу на оптимистичной ноте; ведь вне зависимости от — главную награду получил действительно талантливый фильм.