Найти тему
Тёмный историк

«Почетные белогвардейцы» Советского Союза. Часть 15.

Оглавление

А я продолжаю свою уже довольно знаменитую «эпопею» о бывших белых, которые после окончания Гражданской войны сумели «интегрироваться» в Красную армию или выбрали «гражданские» профессии.

Сегодня поговорим о крайне колоритной и противоречивой личности. Вообще, о таких надо снимать фильмы.

И так, знакомьтесь. Талантливый писатель, один из основателей скаутского движения в России, путешественник и педагог. Основатель белой фронтовой газеты «Вперед» и... лауреат Сталинской премии! Без сомнения, этот человек прожил очень долгую и трудную жизнь, став живым свидетелем самых разных событий — от Русско-японской войны до Великой Отечественной, на которую просился рядовым ополченцем.

Василий Ян (Василий Григорьевич Янчевецкий)

Василий Янчевецкий родился в 1874 году, в семье учителя и родовитой казачки. Получил хорошее образование (окончил историко-филологический университет Санкт-Петербургского университета), с юных лет печатался в газетах, увлекался цирковой акробатикой.

Отец Василия, Григорий Янчевецкий.
Отец Василия, Григорий Янчевецкий.

Представляют интерес путешествия Василия Яна: сначала он «ходил по Руси», посетил в 1898—1899 годах Новгород, Ржев, смоленскую землю, Ярославскую губернию, Тульскую губернию. От Казани до Симбирска путешествовал вместе с работниками-бурлаками...

«...Я хочу узнать, как и чем живёт мой народ. Хотя я изучил четыре языка и множество наук, а простой русской речи и народной жизни не знаю. Не бойтесь за меня...» (с) В. Г. Янчевецкий своим шокированным родителям)

Потом побывал в Англии (Ян видел выступления молодого Черчилля), путешествовал по русскому Северу.

Смоленск в начале XX века, фотография С. М. Прокудин-Горского
Смоленск в начале XX века, фотография С. М. Прокудин-Горского

В 1901 году Янчевецкий становится младшим чиновником по особым поручениям. Здесь следует рассказать о деятельности Василия Григорьевича в Туркмении, Иране и Афганистане. Ян выполнял разные государственные поручения, часто секретные и с риском для жизни, учил местные языки.

В период Русско-японской войны Янчевецкий был командирован на Транссиб (где выяснял причины задержки грузов для армии), потом попал на фронт в качестве корреспондента, где принял участие в разведывательной вылазке. Награжден орденом Святой Анны III степени, за «отличие в делах против японцев».

Не  показала  ли  минувшая  кампания,  при  отваге  и  находчивости  нижних  слоев  армии,  удивительную  рутинность  и  не  изобретательность  чинов  высших? (с) Василий Ян.
Не показала ли минувшая кампания, при отваге и находчивости нижних слоев армии, удивительную рутинность и не изобретательность чинов высших? (с) Василий Ян.

После войны был чиновником Туркестанского переселенческого управления, много работал с геодезистами и землемерами, подыскивая для русских колонистов нормальные территории для создания поселений.

Потом Василий Ян был выпускающим редактором в газете «Россия», побывал в 1907 году на востоке (Стамбул, Каир и т.п.), принимал участие в «северной» экспедиции на пароходе «Сергей Витте» (Печора, Северный Урал, побережья Белого и Карского морей).

Василий Янчевецкий успел побывать и в роли преподавателя, с 1908 года. Он преподавал латынь в петербургской гимназии, являлся горячим сторонником скаутского движения (видел в нем средство борьбы с детской беспризорностью).

Василий Ян — преподаватель.
Василий Ян — преподаватель.

Незадолго до начала Первой мировой войны Василий Ян работал в Константинополе-Стамбуле, официально являясь корреспондентом, неофициально — разведчиком Российской империи в регионе.

«Город сплетен, интриг и сюрпризов...» (с) Василий Ян о Стамбуле.

Во время Первой мировой войны Василий Григорьевич представлял интересы России в Румынии, дорос там до коллежского советника.

Практически сразу после Октябрьской революции оказался в рядах «тайного общества» по борьбе с большевиками. В Яссах Василий Ян проявил себя как ярый «антибольшевик»: захват власти он называл «началом Смутного времени», а советско-немецкие переговоры о мире считал предательством. Впрочем, все только начиналось...

Цикл о «почетных белогвардейцах»:

Первая часть, о эмиграции и судьбе Л. А. Говорова.

Вторая часть, о казаках и судьбе Т. Т. Шапкина.

Третья часть, о «бело-красном» генерале А. Я. Крузе.

Четвертая часть, о баритоне и белогвардейце Б. А. Герасимове.

Пятая часть, о судьбе бывшего первопоходника Е. Л. Шварца.

Шестая часть, о белом юнкере и советском физике-ядерщике А. П. Александрове.

Седьмая часть, о бывшем солдате Колчака и высокопоставленном политработнике В. Н. Борисове.

Восьмая часть, о Л. С. Каруме и о причине его службы гетману Скоропадскому.

Девятая часть, о Л. С. Каруме, эмиграции, белых преподавателях и о первом аресте.

Десятая часть, о Л. С. Каруме и его «окончательной судьбе».

Одиннадцатая часть, о советском писателе, эсере и колчаковце В. В. Бианки.

Двенадцатая часть, о знаменитом писателе А. И. Куприне и его службе в Северо-Западной армии генерала Юденича.

Тринадцатая часть, о жизни А. И. Куприна в эмиграции и о возвращении на родину.

Четырнадцатая часть, о «бело-красных» офицерах, участниках Великой Отечественной войны.

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. У меня есть и еще один канал, посвященный кино и сериалам.