Найти в Дзене
Yulia L.

О поколении наших родителей. Тетя Танечка.

из открытых источников.
из открытых источников.

Разбредили мне душу дебаты в коммент-ленте об отношении к войне и немцам...И, совершенно неожиданно, на защиту моей обнажившейся совести, в память пришла тетя Таня. Танечка, как все называли ее в огромной компании друзей моих родителей.

Помню ее с самого раннего детства, с младенчества. Был в Минске такой удивительный район, сначала он назывался поселок Северный, потом Автозавод. В общем, вокруг МАЗа, строившегося сразу после войны, образовался такой удивительный социум, в котором все друг друга знали, все если не дружили, то приятельствовали. Строились новые школы, учительский костяк переводили из одной школы в другую на обучение молодых учителей, классы делили и тоже детей перекидывали. В общем, круг знакомств рос пропорционально развитию завода. И, когда мама и папа поженились, это было большой неожиданностью для всех. Свадьбу они не справляли, тихо расписались и поставили в известность только обоих мам, которые состояли в большом приятельстве. Теть Танечка была тем самым анекдотичным персонажем, который встретив на улице маму, спросил: "Слушай, говорят, Коля женился. Ты не знаешь, на ком? Говорят, очень худая девочка...." на что мама, идущая с суточного дежурства на скорой, ответила: "ой, не знаю, я сплетен не слушаю". Вечером теть Танечка пришла в гости, и долго они хохотали с мамой и папой.

Если детство моих родителей было условно благополучным, то многие дети, с которыми они учились - жили не только в чудовищных условиях (бараки, землянки), но и в жуткой послевоенной нищете. У многих детей не было отцов, мамы поднимали по несколько детей в одиночку. Тетя Танечка воспитывалась в семье своей тетки, родной сестры ее мамы. А мама после войны осталась глубоким инвалидом, лежачей больной, недвижимой... И теть Танечка, приходя со школы, ухаживала не только за родными и двоюродными братьями, но и за лежачей мамой. А тетка работала, чтобы хоть как-то всех прокормить.

Жили они в бараке, одна комната 9 квадратных метров на 4 детей, ее тетки и лежачей мамы. Воду привозили раз в сутки машиной, потом пробили колонки метрах в 300 от барака, ходили за водой с ведрами. Туалеты на барачный поселок были уличные, до скворешника от барака - метров 70 бежать. Кухни в бараках не было, готовили на керосинках прямо в этих комнатах. Там же шили, стирали, гладили, делали уроки. В каждой комнатке была своя печка-буржуйка... В каждом бараке было 12 комнат, если мне память не изменяет, и в каждой комнате примерно такие же семьи - где побольше людей, где поменьше. В общем, жили. Бараки эти помню еще в конце 70-х, жили в них люди и тогда, в аналогичных условиях, отопление только центральное провели.

Теть Танечка после войны хромала. Сколько я ее помню - она всегда припадала на левую ногу. И ходила без палочки. Только уже в последние годы жизни, выходя на зимний гололед, стала брать с собой трость. Удивительные они были - дети войны. Среди них было много таких, изувеченных, полубольных или совсем больных. Их физические недостатки были нам, детям, незаметны вообще. Я, например, к удивлению своему, обратила внимание, что у моей мамы нет одного глаза только лет в 30, когда меня спросила подруга о том, где мама его потеряла. То есть я, конечно, знала, сама покупала ей очки затемненные, все время помнила о том, что у мамы периферийное зрение слева не работает... Но... они к своим физическим недостаткам относились настолько естественно, что и все окружающие этого не замечали. И теть Танечка была потрясающе обаятельной. Ее жизнерадостность, лучистость освещали самую темную комнату, в которой она появлялась.

Теть Танечка закончила школу с золотой медалью. Потом медицинский институт. Всю жизнь проработала акушер-гинекологом в районной поликлинике. Была высочайшим профессионалом. Но на аборты "девочки-подружки" из юношеской тусовки к ней не ходили. С любыми другими вопросами - да, но только не на аборты. Это было табу.

Теть Танечка, вокруг которой все время вились ухажеры и кавалеры, на нее страшно западали мужчины, так и не вышла замуж. Она не могла иметь детей, и отказывала на предложения всем своим мужчинам. Вокруг ее романов ходили легенды. Мужчины, которым она отказала, совершали какие-то судьболомные поступки - уезжали на Севера, бросали работу-карьеру и т.д. В общем, добрейшая, обаятельнейшая теть Танечка оказалась настоящей роковой женщиной.

Сейчас я вспоминаю картинку из детства. Тополиная аллея вдоль широкой дороги была местным "променадом". В моде были длинные платья в огромные цветы, туфли на платформах, темные очки, пышные прически с начесом. Мужчины носили невероятные приталенные пиджаки и брюки клеш цвета электрик. И ботинки с каблуком. Мода 70-х. И помню как я, копаясь в песке, метров за 300 слышу теть Танечкин смех, и бегу-бегу к ней, и как смеется она, обнимает и подхватывает меня, успевая правильно поставить опорную ногу. И как кавалер ее, изумленный внезапным появлением чумазого влюбленного ребенка, пытается вести себя соответствующе моменту. И теть Танечка представляет меня своему кавалеру по всем правилам этикета, и по правилам же этикета - я приглашаю их в гости к нам. И веду, и мама поит всех чаем с конфетками и вареньем... И пронизано все теть Танечкиным светом, и весенне-летним дыханием, и пух тополиный, и платья эти шуршащие под окнами. И кто-то еще в гости приходит, и несет меня папа спать, а я требую, чтобы теть Танечка мне сказала "Спокойной ночи"... и наклоняется она ко мне, и целует меня в щеку, и что-то нежное говорит, и духи ее пахнут, и растворяются в наваливающемся сне черные-черные сияющие глаза теть Танечки.

В юности я уехала учиться, потом 90-е, затянула работа. Домой приезжала часто, но на несколько дней. И теть Танечку не видела много лет. Иногда разговаривала с ней по телефону, когда ее звонок маме совпадал с моим приездом. И вдруг она позвонила в мой визит и попросила прийти к ней в гости. И это была нежнейшая встреча, встреча с моим детством. С ее квартиркой - изысканной, очень дамской, очень нежной и светлой, как сама теть Танечка. И как теть Танечка водила меня по дому своему и показывала свои реликвии - подарки от моих бабушек, от папы и мамы, все это имело всю жизнь для нее значение. И мои какие-то первые рисунки она тоже зачем-то сберегла. И теть Танечка рассказывала, что она родом из деревни, а всю жизнь в городе прожила, и тоскует иногда по природе, и снится ей хата с березой и колодцем.

Теть Танечка ушла через неделю после этой встречи. Я была в дальней командировке, и мама не стала мне сообщать. Потом сообщила, через месяц, когда я домой приехала. Почему-то теть Танечке нужно было со мной попрощаться.

И когда мама мне сказала о теть Таниной смерти, я узнала о том, что прошла она в детстве концентрационный лагерь и была "опытным экземпляром" в "медицинских опытах над детьми". И при жизни всем, кто случайно узнавал это из ее "досье", строго-настрого просила не разглашать эту ее тайну.

И вкус кофе с лимоном - это для меня как спиритический сеанс с теть Танечкой. Только так она пила кофе. И эти шикарные платья макси - с огромными цветами...