РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК В 18 ВЕКЕ
Новая книга Игоря Дмитриева «Академия благих надежд», рассказывает о периоде создания и становления Российской академии Наук и Художеств, как первоначально она называлась.
Основная тема книги - взаимоотношения науки и бюрократии.
История звучит очень современно, хотя авторы не делают на этом акцент: «умному достаточно».
Итак, о чем книга.
В18 веке существовало 5 ведущих академий наук:
- Лондонское королевское общество,
- Парижская академия наук (не путать с Французской),
- Стокгольмская,
- Берлинская,
- Санкт-Петербургская, созданная в 1924 году по Указу Петра I, но приступившая к работе уже после смерти царя в 1725 году.
Академии были по-разному организованы.
Например, Лондонское королевское общество по сути было общественной организацией. Оно существовало на взносы членов общества и «спонсорские». Поэтому выгодно было принимать побольше членов. Король в финансировании не принимал участия. Зато была полная свобода в выборе научных (и ненаучных) тем.
Парижская академия наук, в отличие от Лондонской, была государственным учреждением. Поэтому количество академиков было ограничено.
Государство давало деньги на научные исследования и з/плату. Среди ученых существовала иерархия. Представляли организацию несколько академиков из знати, увлекавшиеся наукой. Они осуществляли связь академии с правительством.
З/плата была недостаточно большой, и это стимулировало ученых подрабатывать. Они преподавали, принимали экзамены, консультировали. Так, Лаплас был экзаменатором военных классов и принимал экзамен у Наполеона. Тот, к слову, хорошо учился.
Редкий случай в то время - государство давало деньги на дорогостоящие приборы, далекие экспедиции: в Африку, Китай, Перу, Чили.
Правительство могло давать задания, например, сделать порох или проверить не опасна ли новая пудра, но, в основном, не указывало тематику работ, не вмешивалось во внутреннюю деятельность заведения и подписывало то, что решали академики.
Петр I посетил Парижскую академию наук в 1717 году и понял, что в России нужно развивать просвещение.
К тому времени грамотность в стране была чрезвычайно низкой. Относительно грамотная прослойка - духовенство, занималось изучением священных книг и тормозило начинания Петра. Понятие науки не существовало и считалось чуждым.
Петру же в первую очередь нужна была военная наука, а это фундаментальные знания - математика, физика, химия.
Чтобы переломить ситуацию царь поменял идеал с религиозного на утилитарный!
В обиход вошли такие понятия, как: общественное благо, общественная польза, на благо Отечества.
Одновременно Петр упразднил церковь, сделав ее одним из государственных департаментов.
Роль научной теории и фундаментальной науки не понимали даже ближайшие сподвижники Петра. Просвещенный Брюс, имевший в библиотеке сочинения Ньютона, считал, что теория дело Запада, а нам нужны «плоды».
Петр сформулировал зачем ему нужна Академия наук:
1. Строить корабли, пушки, т.е. оборонительная функция;
2. «Чтобы нас не почитали за варваров». Современным языком имиджевая функция или престиж.
Начавшая работу в 1725 году, академия совмещала функции научного исследования и обучения. На работу были приглашены видные европейские ученые. Многие из них долго не задерживались в России.
Эйлер, человек очень лояльный, после отъезда, на сетования Марии-Терезии, почему он ничего не рассказывает про Россию, ответил: «Я еду из страны, где люди, если говорят, их вешают».
Финансировалась академия в 18 веке очень скудно - 0,27% от госрасходов, конюшни Бирона обходились казне значительно дороже.
Первым прославившимся русским ученым был Ломоносов. По европейским меркам он не был великим химиком или физиком, однако, делал для России важное дело. В нечеловечески трудных условиях он создавал культурную почву, на которой позже появились «Менделеевы» и «Лобачевские».
В книге этому персонажу уделено много места, приведены его высказывания. Так, по поводу изложения истории он говорил: «Какая правда? Надо так, чтобы отечество не выглядело плохо».
С открытием Академии наук начался процесс самопознания. Россия изучала себя. Были организованы этнографические экспедиции на Камчатку, на юг. Но в первую очередь правительство и академиков интересовала не материя вообще, а та, которая в недрах. Началось изучение природных ископаемых.
Элита начала интересоваться науками.
Автор книги - Игорь Дмитриев доктор химических наук, профессор кафедры философии, науки и техники философского факультета СПБГУ, директор Музея-архива Д.И.Менделеева СПБГУ.
Соавтор - Наталия Кузнецова доктор философских наук, специалист в области философии и методологии науки, социальной истории науки, профессор кафедры современных проблем философии РГГУ.
Книга дает возможность рассмотреть тему с разных точек зрения.