Найти тему
Музыка нас связала

Алексей Айги и «Ансамбль 4.33». Как мы заставили их ездить в Петербург и заставляем до сих пор.

(2002)

Моя первая встреча с Алексеем Айги и Ансамблем 4.33 произошла случайно. Я оказался в Москве, и моя знакомая, большая их поклонница и хорошая подруга, затащила меня на концерт. Презентовали новый альбом со смешными свинками на обложке и бравурным названием «Счастье, слава и богатство».

А. Айги и Ансамбль 4’33’’  - альбом «Счастье, слава и богатство»
А. Айги и Ансамбль 4’33’’ - альбом «Счастье, слава и богатство»

До этого фамилию Айги и название ансамбля я встречал только на корочках CD, продавившихся в интеллигентных московских клубах. Он издавался на рафинированных и локальных лейблах, вообще не запаривающихся на тему дистрибьюции. Поэтому мой большой опыт работы в музыкальных магазинах в данном случае вообще был ни к чему. Альбомы просто не добирались до Петербурга.

К стыду своему я тогда не слышал и о старшем Айги, Геннадии, знаменитом на весь мир поэте, которого многие ставят выше Бродского. В общем, будучи в отношении этой фамилии чистым листом, исключительно благодаря ее звучанию, я представлял, что в альбомах этих звучит какая-то муторная экспериментальная фольклорная музыка. И слушать ее мне отчего-то не хотелось.

На тот момент, конечно вышел фильм «Страна глухих», с прорывным саундтреком того самого Алексея Айги. Но мозг отчего-то не сопоставлял музыку к фильму и альбомы, пылящиеся на полках Проекта ОГИ.

«Страна глухих», фильм, половина эффекта от которого составляла музыка.
«Страна глухих», фильм, половина эффекта от которого составляла музыка.

Поэтому я шёл на концерт нехотя, из вежливости, и был готов провести несколько скучных часов своей жизни.

Каково же было мое удивление, когда на цену вышли молодые симпатичные парни с джазово-академическим набором инструментов (скрипка, виолончель, труба, тромбон, бас, барабаны) и вдарили вдруг музыки нечеловеческой красоты и точно такого же драйва. Каким-то непостижимым и одновременно изящным образом они смешивали рок, джаз, панк, минимализм, барокко и черт знает что ещё. При этом над всем этим царили безупречные мелодии. Гораздо позже я определил для себя, что главный секрет этой музыки в том, что на самом деле это абсолютный поп. Божественный поп. Идеальный поп. Только по хитрому замыслу замаскированный под классический саунд.

Знаменитые прыжки Алексея Айги на концертах. Чистый панк.
Знаменитые прыжки Алексея Айги на концертах. Чистый панк.

А ещё в этой музыке и во всей манере поведения музыкантов на сцене была бездна юмора. Соответсвенно виртуозная музыка сразу и бесповоротно теряла хоть какое-то подобие пафосности и претенциозности.

В общем, я был разоружен, разбит в пух и прах, разорван в клочья. И понял, что за полтора часа превратился в яростного фаната.

После концерта музыканты по московской привычке отправились ужинать в какой-то приличный ресторан. В Петербурге все обычно происходило не так. Там музыканты как правило до последнего отрывались в гримерке и разъезжались по домам. Москвичи же барствовали. Даже музыканты. Был такой период. Мою знакомую позвали на ужин, ну и меня заодно.

«Ансамбль 4’33’’». Наши дни
«Ансамбль 4’33’’». Наши дни

Я во-первых очень стеснялся, это мое врожденное свойство, до сих пор кстати непреодоленное. Во-вторых, у меня, как у показательного петербуржца денег было в обрез. Все вместе не особо располагало к тому, чтобы расслабиться. Да, и Айги отчего-то ощутимо напрягался по поводу моего присутствия. Виду не подавал, но в какой-то момент не выдержал и достаточно громко спросил у моей знакомой, а это что ещё за хрен.

Я разозлился. Но злость эта тут же трансформировалась в созидательную идею. Я сказал себе, прямо там, не выходя из-за стола, что я обязательно сделаю концерт Айги в Петербурге, а может даже и не один. И делом докажу ему, что я не какой-то там хрен, а очень даже важный и нужный человек. Так то.

Особого азарта добавляло то, что Ансамбль 4.33 на тот момент уже несколько лет как не ездил в Петербург. И делал это сознательно и принципиально. Потому что Алексей был обижен на наш город. Когда-то он поучаствовал в фестивале SKIF и в результате недопонимания и полудоговоренностей не только не заработал, а съездил себе в минус. Будучи человеком эмоциональным, он обобщил свое отношение к Петербургу и решил, что в этом городе ему никто не рад.

Алексей Айги. Композитор и скрипач
Алексей Айги. Композитор и скрипач

Поэтому передо мной стояла двойная задача. Сперва убедить его, что ехать надо. А затем сделать все хорошо, чтобы делом доказать первую часть моего убеждения.

Так как подруга моя мечтала привезти Ансамбль в наш город, реализовать первую часть нашего замысла выпало именно ей. И она несколько месяцев уговаривала маэстро. Тот бурчал, отнекивался, отшучивался, источал сарказм и пессимизм. Но наконец сдался и согласился попробовать.

Забегая вперёд, могу сказать, что с тех пор, уже на протяжении 18 лет я делаю практически все концерты Айги и Ансамбля 4.33 в Петербурге. Стараясь изобрести не только штатные события, но и какие-то специальные поводы. Помимо Ансамбля Алексей Айги перевозил к нам, и не по одному разу, разного рода коллаборации с немцами, французами, японцами. А я засовывал его выступления и на корпоративы, и на модные показы, и на открытие Эрарты. В общем, считаю для себя (и надеюсь, что не я один), что регулярное появление этих музыкантов в Петербурге, даже порой в ущерб себе, является моей промоутерской и человеческой миссией. Потому что я искренне полагаю, что Алексей Айги - один из тех гениев, с которым мне посчастливилось быть знакомым. А также посчастливилось вести уморительно смешную переписку в фэйсбуке. Я обязательно ее когда-нибудь опубликую. Без купюр. Со всеми шутками и неприличностями.

Афиша концерта А. Айги и П. Бастена, который я делал в рамках фестиваля Cross Art в Эрарте. Год 2015 или 2016
Афиша концерта А. Айги и П. Бастена, который я делал в рамках фестиваля Cross Art в Эрарте. Год 2015 или 2016

Ну, а в тот момент мы сделали первый концерт Ансамбля в той самой «Бродячей собаке», программой которой я тогда занимался. Думаю, что для музыкантов это был крайне экстремальный опыт. Потому что звук в клубе был примитивный, средств на довоз у меня не было. Звукооператорская вообще находилась в отдельной от зала каморке и контроль за залом осуществлялся через экран и интерком.

Не знаю, получился бы вообще этот концерт, если бы не гений звукорежиссера Миши Спасского, который и впоследствии невозмутимо разбирался с любой, самой нереальной звуковой задачей.

Несмотря ни на что, в «Собаку» набилась куча народа. Музыканты даже заработали какие-то деньги. Но главное, они поняли, что в Петербурге их знают, любят и давно ждут.

Начало было положено. И Айги уже было не отвертеться от нас. А нам от него.

Геннадий Айги. Поэт.
Геннадий Айги. Поэт.

PS. В тот момент у Леши кажется были какие-то принципиальные расхождения с отцом. Но благодаря этому обстоятельству, я стал свидетелем забавного эпизода. По традиции «Бродячей собаки» на ее белёных стенах оставляли свои пожелания выступавшие на сцене артисты. За год-два до концерта Ансамбля 4.33 здесь оказывается выступал и поэт Геннадий Айги. Хозяин «Бродячей собаки» с гордостью показал Леше надпись, оставленную его отцом: «Не входить в середину!». И предложил написать что-нибудь рядом. Алексей довольно хмыкнул и приписал под отцовским: «Входить!»