Найти в Дзене
Анита Вайаканти

РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ или что делать, если в коллективе появился «БУНТАРЬ/ПЛОХИШ»

Ролевые ожидания - это определённые ожидания, которые ожидаются от человека группой лиц или одним субъектом этой группы. Эти ожидания формируются опытным путём (определение поведение этого члена группы позволяет ему присвоить какой-либо статус, а уже их этого статуса вытекает отношение других членов группы к нему). И давайте рассмотрим эту тему не сточки зрения научной классификации ролей, а с точки зрения реально жизни детской группы. Поэтому таких терминов, как «Альфа», «гамма», «омега» и т.д. - не будет. Итак, если взять любой детский коллектив и посмотреть на него в начале его формирования, то можно отследить, что каждый ребёнок ведёт себя в этом коллективе по своему.
Кто-то «помощница» воспитателя/учителя, кто-то «душа компании», а кто-то «плохиш» (агрессор, забияка), тот от кого «одни беды». Вот именно эти «роли» я и хочу с вами обсудить. Точнее одну конкретную роль, роль плохиша/агрессора. Часто бывает так, что даже, если ребёнок (играющий роль плохиша) старается, взрослые привы

Предлагаю разобрать ролевые ожидания и то, как сильно они «работают».
Ролевые ожидания - это определённые ожидания, которые ожидаются от человека группой лиц или одним субъектом этой группы. Эти ожидания формируются опытным путём (определение поведение этого члена группы позволяет ему присвоить какой-либо статус, а уже их этого статуса вытекает отношение других членов группы к нему).

И давайте рассмотрим эту тему не сточки зрения научной классификации ролей, а с точки зрения реально жизни детской группы. Поэтому таких терминов, как «Альфа», «гамма», «омега» и т.д. - не будет.

Итак, если взять любой детский коллектив и посмотреть на него в начале его формирования, то можно отследить, что каждый ребёнок ведёт себя в этом коллективе по своему.
Кто-то «помощница» воспитателя/учителя, кто-то «душа компании», а кто-то «плохиш» (агрессор, забияка), тот от кого «одни беды». Вот именно эти «роли» я и хочу с вами обсудить. Точнее одну конкретную роль, роль плохиша/агрессора.

Часто бывает так, что даже, если ребёнок (играющий роль плохиша) старается, взрослые привыкают, что «от него одни беды» и относятся к нему предвзято (с ролевыми ожиданиями, как я писала выше).

Конечно не специально. Конечно не со зла. Просто это определённого рода привычка и нашему мозгу уже удобно так реагировать (мозг же ленивая штука и если есть возможно не работать, а выдавать уже отработанные реакции, то почему бы и нет).

И безусловно эти роли/ярлыки сильно тормозят положительную динамику в развитии/изменении ребёнка и его позиции в группе.

Например, учитель, который привык, что ученик ничего не делает и постоянно срыывет уроки, относится к нему предвзято (если можно так сказать) и транслирует следующее:
«я ничего кроме баловства от тебя не ожидаю. Ты не способен на что-то великое».
Или воспитатель в саду (где в группе есть «шкодник/агрессор») каждый раз, если кто-то кого-то обидит, что-то сломает или ударит, будет думать, что это сделал ребёнок «агрессор», даже если он этого не делал. Более того, ему не поверят (если ребёнок будет отрицать), потому что привыкли к такому поведению.

Что чувствует ребёнок? Злость, обиду, свою беспомощность и нежелание меняться. А зачем? Ну серьезно. Если все обо мне такого мнения, зачем мне напрягаться и что-то кому-то доказывать, тем более никто в меня и в мои силы не верит.

И правда вера педагогов в детей играет огромную роль. Вера в их возможности, в их светлый внутренний мир. Конечно для этого важно быть и в ресурсе, и любить свою работу и, чтобы на подхвате был школьный/детский психолог, который подскажет как лучше с реагировать в той или иной ситуации.

Очень важно помогать детям преодолевать эти роли, становиться лучше и сильнее. Ведь кто если не мы (родители и педагоги) имеет такое значимое влияние на детей. Да-да не только родители вносят свой вклад в формирование личности и внутреннего мира ребёнка, но и его первые педагоги (да и не первые тоже). Воспитатель в старшей группе в саду, первый классный руководитель (здесь вообще нереальное влияние), тренер в секции, куратор университетской группы, научный руководитель и т.д.

Помните этот эксперимент с учителями и новыми классами, где учителям сказали, что они лучше учителя, а их классы сформированы из самых одаренных детей? Эффект Пигмалиона, вроде так называется.

Если кратко о результатах этого эксперимента, то показатели обучаемости в этих классах были лучше в городе. Ученики выигрывали соревнования и показывали лучшие результаты. Средний балл этих школьников был выше среднего балла других учеников. И все потому что их учителя думали, что обучают одаренных детей, хотя на самом то деле, дети были обычные. Их никак не отбирали и никакое тестирование они не проходили.

Вот на сколько сильно влияет наша с вами вера. Поэтому, если вы педагог (особенно мл.классов или дошкольников), подумайте о том, что может быть причиной данного поведения ребёнка, как ему помочь. Постарайтесь увидеть его хорошую часть, заметьте это и поверьте в то, что перед вами настоящий гений, потрясающего склада ума и с огромным внутреннем миром ребёнок. Наполните этот мир только положительными ожиданиями и дайте 2,3,4,5... шанс ребёнку занять более успешную ролевую позицию в группе.

Что может помочь?
1. Групповая работа (вне урочная деятельность).
Искренне общаетесь с детьми, составляйте правила поведения в группе, может быть какой-то рейтинг даже, где можно отмечать кто соблюдает правила, а кто нет.

2. Работа с тревогой детей.
Попросите группу детей (это больше для школьников подойдёт) написать свои тревоги анонимно и отправить в глубокий ящик. Затем по очереди разобрать каждую тревогу, принять группой эти чувства, поделиться своими мыслями и избавиться от неё (скомкать).

3. Умейте прощать.
Не копите обиды на детей, не мстите им. Будьте справедливы (в оценивания знаний, например). Не стоит таким образом доказывать детям «кто тут главный».

4. Проговаривайте перед занятием, что и в какой последовательности будет проходить.
Предупреждён, значит вооружён. Расскажите о содержании занятия, чем эти знания пригодятся детям в будущем и на что именно в процессе занятия вы будете обращать внимание.
Так как я не учитель, структура моих групповых занятий выглядит всегда одинаково:
«Беседа, игра, чтение сказки, обсуждение, рисование, беседа, прощание и наклейки». И дети прекрасно знают, что за чем следует, а главное понимают (те что постарше), что тратя время на дисциплину, мы забираем время от приятной для каждого ребёнка части (чтение сказки. Конечно же я всегда им ее читаю, не смотря ни на что😅).

5. Замечать ребёнка на занятиях.
Для активных и непоседливых детей это важно. Важно, чтобы их видели. Так замечайте их. Говорите: «я тебя вижу»
Замечайте его проделанную работу и старания (даже малюсенькие).
Помню, когда я училась в младших классах, моя классная руководительница поставила мальчику, который учился на 3- (по пятибальной шкале) 5 и написала «молодец». Я была в шоке, потому что мне поставили 4 (а я между прочим была отличницей), но потом мне мама объяснила, почему учительница поступила правильно. И этот момент я запомнила на всю жизнь, потому что вы бы видели воодушевленные глаза того мальчика.

6. Установить контакт с родителями.
Это очень важно. Контакт устанавливать можно всем вместе (и с помощью детского психолога тоже). Поговорите с родителями не с позиции осуждения поведения ребёнка, а попробуйте понять, в чем же причина данного поведения (агрессии, непослушания, нежелания учиться и т.д.)

7. Обращайтесь за помощью
Просите рекомендации, совета у коллег, детских психологов, ищите в книгах, вебинарах и т.д.
Мы с вами живем во времена доступной информации.

В общем, так выглядят мои быстрые рекомендации и родителям (обратить внимание на то, какую же роль занимает ребёнок в группе), и педагогам (что с этим можно сделать).