Я работаю с подростками. Руковожу колледжем и преподаю. И регулярно провожу различные игры и тренинги, позволяющие понять, чем живет это "племя молодое, незнакомое". Одним из результатов хотелось бы поделиться.
Тренинг, который мы проводили, взят из модного нынче team building (тимбилдинг) "построение команды". Первое задание предлагало ребятам найти 10 фактов, которые нас сближают. Вначале в паре, за одной партой, потом в четверке, потом в команде из 6 человек.
Все они учатся вместе уже второй семестр, то есть знакомы почти полгода. Но с удивлением узнавали:
"О, и у тебя собака! И тоже бигль! Круто!"
"А ты какими танцами занимался? А у кого? И я тоже!"
Нашлись общие кружки, секции, знакомые, любовь к пицце и шоколадному мороженому, общий плейлист (это музыкальная подборка на их страничках) и много чего еще. Вопрос, а почему только спустя полгода и то благодаря тренингу? Ответ лежит на поверхности. Они впервые искали что их объединяет, а не что разъединяет. Гораздо проще увидеть то, что не нравится. оно словно само бросается в глаза.
- Фу, толстая и очки глупые
- Я попросил домашку, а она сказала "нет"
- А он (она) курит
- У нее такой голос противный
- Да она вообще странная
Все, ярлык создан, клеймо поставлено. Зачем спрашивать что-то еще, когда и так ясно - дружить я с ним (ней) не буду. Так появляется поколение одиночек, о котором я уже писала.
Эти ребята еще не понимают насколько многогранен человек и то, что за неказистой внешностью часто скрывается прекрасная душа, что неопрятный внешне парень оказывается знает два языка и разбирается в математике, а грубоватая девчонка на самом деле пишет удивительные стихи и очень ранима. Они видят внешнее - лоск или браваду, грубость или красоту. Поэтому поставленная задача, найти что-то общее, ставит их в тупик.
Вторым заданием было найти свои плюсы и минусы. Над задачей пыхтели и сопели долго. Было видно, что им непросто дается формулировка как своих недостатков, так и сильных сторон. Почему? Еще один стереотип-хвалиться нельзя. Хвастаться, зазнаваться, конечно, нехорошо. Но это не тоже, что знать свои сильные стороны, преимущества, способности.
Совсем скоро мы с ними будем писать портфолио и им придется формулировать свои умения и навыки. Причем сделать это так, чтобы показать личные конкурентные преимущества. Как я им обычно говорю: "Передо мной, как перед работодателем, сейчас 20 одинаковых дипломов. Неужели вы думаете, что я с линейкой буду искать что у вас там по математике или истории? Нет. Мне важнее другое. Объясни мне, почему я должна на работу взять именно тебя. Что такое ты умеешь делать или знаешь, чего не умеют остальные? Вот это и есть ваше конкурентное преимущество".
Им трудно. Наше, старшее поколение, еще не боролось за место под солнцем так, как будут бороться эти дети. Поэтому мы пытаемся научить их быть сильными и подготовленными к этой борьбе. Пока в играх.
Про следующие задания расскажу как-нибудь потом, а вы, если тема интересна, напишите в комментариях, что ждете продолжение. Я пойму.