Страшная война, проходившая в предбрюшье Советского Союза, коснулась многих семей. По официальным данным за весь 9-летний период военных действий погибло 15 051 человек из СССР. А сколько семей, имеющих сыновей призывного возраста, жили в постоянном стрессе и ожидании, что их ребёнка могут отправить в горячую точку, наверное, никто не подсчитывал.
На момент вывода советских войск из Афганистана я была ребёнком. Многого, конечно, не понимала, но искренне радовалась со всеми этому событию. Взрослые говорили, что мы ушли, но не победили. А для нас, детей, это была Победа! Победа наших, ведь иначе и быть не могло. Деды победили в Великой Отечественной войне, поэтому мы все, их потомки, просто обречены на победу в любом столкновении.
Для нас Афганистан характеризовался, прежде всего, песнями. Такими трогательными и душевными, пробивающими слезу. Не знаю, где они зарождались, но передавались как-то от поколения старших ребят младшим, как все дворовые игры. Мы, девочки, записывали эти песни в тетрадки, пели поодиночке и хором. Мальчики, как правило, либо не принимали участие в этих действиях, занятые своими мужскими делами, либо были благодарными слушателями.
В нашей компании самой популярной была песня «Стоит сосна, река жемчужная течёт…» Сейчас она кажется такой простенькой и незамысловатой со многими ошибками, но тогда мы этого не замечали и даже были горды собой, когда удавалось вытянуть «Развеял ветер над границей серый дым, девчонка та под руку шла уже с другим…». Ох, как же мы ненавидели тогда эту неверную, ветряную девчонку. И восхищались умирающим парнем, кровью написавшем имя своей возлюбленной на снегу.
Ещё была песня про «Обычный автобус», где поседевший двадцатипятилетний парень не уступил место вошедшему ветерану Великой Отечественной войны, за что принял на себя гнев пожилого человека. А потом оказалось, что этот парень – «афганец» (участник боевых действий в Афганистане). Он не нахамил старшему в ответ, а лишь тихо сказал: «Я тоже, отец, за тебя воевал». И старшему ветерану стало очень стыдно.
В моём окружении, к счастью, никто не пострадал от афганской войны, наверное, поэтому вся боль и ужас этого события для меня помещались в песни и разговоры старших, но лишь до тех пор, пока к нам в школу не пригласили выпускника, участника боевых действий. Его рассказ был таким животрепещущим и эмоциональным, как будто все описываемые им события мы видели своими глазами и испытывали такой же страх, как и он. После рассказа молодого человека наши мальчишки завалили его дополнительными вопросами, а мы, девочки, смотрели на это героя с трепетом и даже неким обожанием.