Найти в Дзене
машина

Тестирую Hyundai Mighty EX9 - новый грузовик из Калининграда

Николай Марков, фото автора

Многие, многие годы одним из самых популярных иностранных грузовиков среднего тоннажа в России оставался Hyundai HD78: только по официальным каналам («белыми» дилерами) вместе с родственными моделями HD65 и HD72 к нам было ввезено более 40 тысяч таких машин! А за сборку этих грузовиков в разное время брались кемеровский завод «КузбассАвто» и калининградский «Автотор».

Шеренги шасси Hyundai HD78 на площадке готовой продукции калининградского завода «Автотор». Перед отправкой на «большую землю» все они получат различные надстройки, сборка и монтаж которых осуществляются здесь же, на «Автоторе»
Шеренги шасси Hyundai HD78 на площадке готовой продукции калининградского завода «Автотор». Перед отправкой на «большую землю» все они получат различные надстройки, сборка и монтаж которых осуществляются здесь же, на «Автоторе»

Но время неумолимо бежит вперед, а вместе с ним – и технический прогресс. У главных конкурентов давно появились более интересные машины. Наконец, под самый занавес 2019 года у нас начались и продажи преемника заслуженного HD78. Называется он Hyundai Mighty – то есть точно так же, как назывался Hyundai HD78 на домашнем корейском рынке. Однако это новый грузовик, имеющий очень мало общего со своим предшественником. Ну что, познакомимся с новинкой поближе?

Собственно, у себя на родине новый Mighty не является новинкой уже несколько лет: там он пошел в производство еще в 2016-м. Вот, например, один из экземпляров Mighty (версия EX7.5) , который мне удалось сфотографировать в марте 2017 года на автомагистрали в Южной Корее:

Один из первых серийных Hyundai Mighty EX7.5 на дороге в Южной Корее, март 2017 года
Один из первых серийных Hyundai Mighty EX7.5 на дороге в Южной Корее, март 2017 года

Но к нам, как видно, отправлять эти машины не спешили: все-таки российский рынок для корейцев далеко не самый приоритетный. В итоге в Россию решили поставлять три серии Mighty, различающиеся полной массой: ЕХ6 (6500 кг), ЕХ8 (7800 кг) и ЕХ9 (8500 кг). В первую очередь в продажу пустили самые тяжелые из них – Mighty EX9. До конца 2019 года на «Автоторе» собрали пилотную партию из 30 «девяток», и наш тестовый грузовик – как раз из их числа. Машины из этой партии собирались еще по «отверточной» технологии. Но в 2020-м, разумеется, будет проводиться локализация по той же программе, как это уже давно сделано с HD78: будет освоена сварка и окраска кабины, произойдет замещение ряда корейских компонентов на российские (колеса, аккумуляторы, зеркала, рессоры, стекла и т.д.). В более отдаленной перспективе калининградцы собираются наладить у себя и сборку рам.

Теперь давайте детально смотреть, чем Mighty отличается от HD78. Самое броское различие – это, конечно, кабина, разработанная с чистого листа. Она обрела кубические формы, благодаря чему внутри стало просторнее, и теперь почти целиком сваривается из оцинковки. Полностью оригинальным изделием на версиях ЕХ8 и ЕХ9 является и рама. Ее лонжероны теперь выполнены прямыми, тогда как у HD78 лонжероны сужались позади кабины. Новая конфигурация рамы положительно сказалась на устойчивости и управляемости машины. С той же целью, для улучшения ездовых параметров, в подвеску Mighty EX9 ввели два стабилизатора поперечной устойчивости и амортизаторы на обоих мостах. Для сравнения: Hyundai HD78 в базовой комплектации стабилизаторов не имел вовсе.

Для Mighty ЕХ9 предусмотрено два варианта колесной базы: длинная (3850 мм) и экстра-длинная (4200 мм). Для более легких версий будут доступны варианты с короткой (2850 мм) и нормальной (3400 мм) базой
Для Mighty ЕХ9 предусмотрено два варианта колесной базы: длинная (3850 мм) и экстра-длинная (4200 мм). Для более легких версий будут доступны варианты с короткой (2850 мм) и нормальной (3400 мм) базой

Если у Hyundai HD78 на всех колесах стояли барабанные тормоза, то на Mighty EX9 и спереди, и сзади внедрили новые дисковые механизмы. Привод их остался гидравлическим: это традиционное решение для японских и корейских среднетоннажных грузовиков. «Гидравлика» позволяет получить более тонкую обратную связь по педали: прогнозировать замедление удобнее, почти нет разницы с легковыми машинами. А чтобы не «кипятить» тормозную жидкость и не палить колодки на затяжных спусках, в базовой комплектации присутствует моторный тормоз – заслонка в выпускном тракте, управление которой выведено на правый подрулевой рычажок. «Ручник» же при гидравлических рабочих тормозах у Mighty, соответственно, механический: с барабаном на выходном фланце коробки передач. Ну и разумеется, на грузовике есть система стабилизации: она уже давно вошла в базовое оснащение даже самых маленьких грузовиков Hyundai из старого модельного ряда (речь про HD35 City).

А вот двигатель у Mighty EX9 остался точно таким же, каким был на Hyundai HD78: это 4-литровый турбодизель D4GA уровня «Евро-5», который в зависимости от положения переключателя в кабине может развивать 140 или 170 л.с. «Прошивку» блока управления, обеспечивающую более высокую мощность, лучше всего использовать на горных дорогах и при обгонах. А в обычном режиме эксплуатации имеет смысл ездить на 140-сильной программе, поскольку она обеспечивает меньший расход топлива. Кстати, снижению расхода топлива на Mighty EX9 должна поспособствовать и 6-ступенчатая коробка передач. Теоретически эта же «шестиступка» была предусмотрена и для HD78 (она даже упомянута в ОТТС), но де факто в Калининград корейцы отгружают только машинокомплекты HD78 с 5-ступенчатыми коробками.

В топливной системе у Mighty – сразу два фильтра. Тот, что в кадре – первый – снабжен краником для слива отстоя и кнопкой ручной подкачки топлива. Разумеется, снабжен подогревом
В топливной системе у Mighty – сразу два фильтра. Тот, что в кадре – первый – снабжен краником для слива отстоя и кнопкой ручной подкачки топлива. Разумеется, снабжен подогревом

Важный вопрос – каким образом достигаются у Mighty нормы «Евро-5». А тут все так же, как и на HD78: система рециркуляции отработавших газов (EGR) – есть, мочевины – нет, а вместо капризного и дорогущего сажевого фильтра стоит разработанный корейцами PMC-фильтр с сотами открытого типа, который не требует процедуры регулярного прожига. Для владельцев это, конечно, серьезный плюс. Равно как и большой топливный бак – 150-литровый: в сегменте среднетоннажников такими цифрами больше не может похвастать никто.

А мы, тем временем, добрались до интерьера новой кабины. Модели HD78 тут похвастать было практически нечем: внутри было откровенно бедненько, не хватало «бардачков», плафонов, некуда было повесить куртку. А сама панель приборов выглядела явным приветом из 1990-х. У Mighty же появились целых пять ярких диодных ламп и пара крючков для одежды, а количество подстаканников сравнялось с числом мест. Кроме того, корейцы, наконец-то, предусмотрели в кабине розетку и с 12-вольтовым напряжением (тогда как на HD78 есть только 24-вольтовая).

И такая картина – куда ни посмотри. Вещевых отсеков в кабине стало целых семь штук. Водительское сиденье стало подрессоренным и получило подлокотник и подогрев в базовой комплектации, а у пассажирского сиденья появилась разрезная регулируемая спинка. Причем в тыльную сторону спинки среднего пассажира встроен вещевой отсек, крышка которого попутно может выполнять функцию столика. Если откинуть спинку любого из сидений вперед, то можно заметить, что на задней стенке кабины не осталось голого металла, как это было у HD78: зимой холодом оттуда тянуть больше не будет. А еще у Mighty сделали складным рычаг «ручника», благодаря чему у водителя появилась возможность худо-бедно прилечь на сиденьях для отдыха.

Теперь несколько слов о впечатлениях из-за «баранки» Mighty после непродолжительной тестовой поездки. Наивно было бы ждать от современного автомобиля каких-либо явных проколов по эргономике – разумеется, их тут нет. Найти положение, когда и спине хорошо, и обзору приборов ничего не мешает, получилось довольно быстро – благо, рулевая колонка двигается в двух плоскостях. Обзорность – как из аквариума. И «чувства локтя» не возникает, даже когда берешь на борт двух попутчиков: внутри кабина действительно просторная (с поправкой на класс машины, разумеется). С пустым кузовом, да в условиях города, разница между 140-сильной и 170-сильной прошивками почти не ощущается: в обоих случаях получается легко держаться в потоке. При этом уровень шума в кабине остается очень низким, хотя водитель и находится всего в паре десятков сантиметров от двигателя.

Подводим итоги. Mighty ЕХ9, безусловно, стал на голову современнее и удобнее, чем HD78. Сервисная политика тоже выстроена в пользу Mighty: гарантийный период на агрегаты силовой линии для него подняли с 3 лет или 300 тысяч километров до 5 лет или 500 тысяч километров. А что с ценами? Самый простой HD78 с бортовой платформой стоит сейчас почти 3 млн. руб., а Mighty с аналогичной надстройкой – 3,5 млн. руб. Но нужно учитывать, что ЕХ9 на тонну тяжелее, чем HD78. Когда же начнутся продажи версии Mighty EX8, которая является прямым аналогом HD78 по полной массе, то и ценовая вилка еще сократится. В этой связи в российском представительстве корейского автопроизводителя предрекают, что «старичок» HD78 окончательно уйдет на покой уже в течение ближайшей пары лет.

Благодарим ООО «Хендэ Трак энд Бас Рус», официального дистрибьютора Hyundai Motor Company, за предоставленный на тест автомобиль.