Бизнес-идея: строительство плавучих гостиниц и ресторанов
Не секрет, что потребность в гостиничных номерах в разных городах и в разные сезоны также разная. Например, пик спроса в Москве приходится на канун Нового года, а в Анапе – на летнее время. Именно поэтому у предпринимателей возникает интерес к перемещению отелей.
«Идея такая: покупается баржа или сухогруз река-море и переделывается в гостиницу. Зимняя стоянка в Питере или Москве со швартовкой у набережной в выгодном месте. С открытием навигации по Волго-Балту/Волго-Дону спускаемся в Азовское море, переходим в Черное море и на лето швартуемся в Анапе или Сочи», – делится планами форумчанин stoper.
В то же время плавучие гостиницы (да и любые другие подобные объекты, например рестораны) являются нишевым продуктом. Нельзя сказать, что на рынке их строительства нет конкуренции, однако в реальности серьезных изготовителей можно сосчитать по пальцам одной руки. Другими словами, здесь есть, где развернуться.
Но сразу отметим, что этот бизнес правильнее отнести к среднему, нежели к малому, поскольку небольшому производству с персоналом в несколько десятков рабочих вряд ли можно его организовать – нужна как минимум пара сотен человек.
Попробуем разобраться в этой теме подробнее.
Миллион за номер? Легко!
Владелец небольшой судоходной компании Иван Козин советует строить именно плавучие гостиницы – отдельные здания, стоящие на основании, способном держаться на воде, – и не пытаться переоборудовать под эти нужды сухогрузы или баржи. «Дешевле воспользоваться буксиром, чем содержать команду», – поясняет он.
Что касается стоимости, то плавучий гостиничный модуль на 10 номеров обойдется покупателю ориентировочно в 10 млн. рублей. «В рамках гостиничного бизнеса это, в принципе, недорого. Не забывайте, например, что в Москве такой номер легко сдать по 3 тысячи рублей в сутки, а это уже неплохие доходы, – считает Валерий Гасан. – Проблема в том, что отель считается рентабельным, если в нем не менее 30-40 номеров, иначе трудно поддерживать требуемый уровень санитарной безопасности, комфорта и доступности».
Кроме того, у отельеров обязательно возникнут трудности организационного характера, о которых нужно знать. Имеющиеся в России юридические нормы относительно благосклонны для плавучих объектов не длиннее 20 метров, при том, что гостиницу на 30-40 номеров на такой платформе не построишь.
Но человека, который собрался стать производителем подобных сооружений, эти трудности пугать не должны: они в большей степени касаются самих рестораторов и представителей гостиничного бизнеса. Для строителя плавучих зданий важнее тот факт, что эти трудности все равно вполне преодолимы, и спрос на их товар от этого не уменьшится.
Теперь перейдем непосредственно к процессу производства. «По сути, вам нужен будет небольшой судостроительный завод, на котором работает не меньше 200 рабочих, – говорит Игорь Малюгин, наш эксперт по стартапам. – В этом случае трудно оценить размер капиталовложений, хотя ясно, что они исчисляются сотнями миллионов рублей. Строительство плавучего отеля на 40 номеров с учетом инфраструктурных помещений сопоставимо по объему со строительством пассажирского круизного корабля речного типа».
Иван Козин согласен с этим: «В зависимости от требований и возможностей клиента вы закажете у производителя понтон из корабельной стали, бетона или алюминия, – советует судовладелец. – А затем, получив основу, построите на ней сейсмоустойчивый плавдом. Да, не удивляйтесь, сейсмоустойчивость – обязательная вещь, ведь здание будет стоять на платформе, которая будет постоянно раскачиваться на волнах, пускай даже мелких. И крайне важно, чтобы это на него никак не влияло. Отмечу также, что заниматься таким строительством можно даже под открытым небом, имея дебаркадер с небольшим подъемным краном. В таком случае постройка плавучих гостиниц и ресторанов значительно упрощается».
Сначала портфолио, а затем доход
Архитектор Ирина Смирнова, которая проектирует плавучие гостиницы, сообщила, что бизнесмены, которые были её клиентами, сталкивались с отсутствием заказов на начальном этапе. «Они говорили, что со стороны представителей гостиничного бизнеса интерес к ним проявлялся регулярно. Но потом они требовали портфолио и настаивали на просмотре готовых объектов, которых, конечно, не было».
Такая компоновка позволяла на относительно небольшой основе длиной 72 метра и шириной 13 метров иметь 36 полноценных двухместных номеров. Себестоимость такого плавучего отеля составила 43 млн. рублей, при этом продать его удалось за 56 млн. рублей. Срок строительства не превысил 9 месяцев, хотя еще 3 месяца ушло на получение разрешительных документов в центральном офисе ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России).
Из дохода пришлось вычесть почти 7 млн. рублей на оплату процентов, еще 2 млн. «съели» НДС и другие налоги. Итого прибыль от реализации этого проекта составила порядка 4 млн. рублей. Кстати, предприниматель-отельер в дальнейшем смог за год также заработать чуть больше 4 млн.
«Риск для строителя, конечно, достаточно высокий, особенно на старте, – поясняет Малюгин. – Но на втором, максимум на третьем заказе можно уже рассчитывать на авансовые платежи заказчиков, что существенно упрощает жизнь».
Подводя итог, стоит сказать, что строительство плавучих гостиниц, безусловно, является сложным в организационном отношении делом, но зато интересным и нишевым, а также, что самое главное, переводящим предпринимателя в разряд среднего бизнеса. Следовательно, позволяющим рассчитывать на солидные прибыли и высокий социальный статус.