В праздник Всех влюбленных, 14 февраля, я хочу написать не о Святом Валентине, а о русских святых. О святых благоверных князьях Петре и Февронии Муромских.
Именно эти святые символизируют для людей верность и преданность. Я хочу рассказать всем об этих князьях, основываясь на их житии. Житие -это жанр древнерусской литературы, в котором описывается жизнь и духовные подвиги святых за веру.
Жили святые в конце 12 начале 13 века. Петр победил лукавого змея, который искушал жену его родного брата Павла. Но хитрый змей обрызгал Петра своей ядовитой кровью. Петр тяжко заболел. Вылечить его не смогли никакие лекари. Ходили слухи, что в Рязанской земле живут искусные врачеватели и целители. Туда направился отрок князя. Там, в селе Ласково, он и нашел мудрую деву Февронию.
Скорее всего, Феврония была провидицей, и заранее знала, кто к ней придет и что будет просить. Феврония - героиня, которая находится на самой высокой ступени развития. Ее характер на протяжении всего произведения не меняется. А вот Петру придется через страдания духовные и физические, сомнения, разочарования дойти до той нравственной высоты и чистоты, которая есть у его супруги.
Феврония понимает, для того, чтобы вылечить князя, ей нужно быть его супругой. Потому что супруги - это единый организм, едина плоть. А семья - это малая церковь. Это понимание дается Февронии свыше, от Бога. И лечит Феврония Петра не заговорами и заклинаниями, а молитвой. То есть через нее - мудрую вещую деву- Петра лечит Господь.
Петр выздоравливает, но поскольку он нарушает обещание и не женится на Февронии, снова заболевает. Почему князь сразу не женился на Февронии? Петр, впав в гордость, считал, что ему, князю, не пристало жениться на какой-то крестьянке, дочке бортника.
Недуг помог ему переосмыслить свою точку зрения. Вскоре после свадьбы супругов умер брат Петра Павел. Петр стал княжить в Муроме. Бояре и особенно их жены невзлюбили Февронию. Хоть княгиня вела себя достойно, ничем не опорочила имя супруга, она стала неугодной из-за своего простого происхождения. То есть здесь мы видим явные сословные предрассудки.
На пиру перепившие бояре потребовали у князя отпустить Февронию, а себе взять новую жену, ровню по происхождению. Петр понимает, что жена ничем перед ним не виновата. А если он ее бросит, значит, будет виновником разрушения брака. А ведь браки совершаются на небесах. И того, кого сочетал Бог, того не разлучат люди. Князь решает последовать в изгнание за женой.
Супруги с некоторым слугами отплывают на ладьях по Оке. Происходит интересный случай. Один женатый мужчина с интересом посмотрел на Февронию. Она заметила его взгляд и попросила зачерпнуть воды с одной стороны ладьи и с другой. Когда мужчина попробовал на вкус эту воду, княгиня спросила: " Одинакова ли вода? Или какая-то слаще?" Мужчина ответил: "Одинакова, матушка".
" Так и естество женское одинаково! Так почто ж ты, супругу позабыв, смотришь на другую?!" Человек этот искренне раскаялся в своем проступке.
Мысль автора жития даже шире: не только все женщины одинаковы, а все люди одинаковы перед Богом.
На стоянке Петр закручинился - нелегко ему, урожденному князю, было идти в неизвестность. Как он будет жить, чем заниматься? Феврония подбадривает мужа: " Не бойся, князь. Господь нас не оставит!"
И совершает чудо. Обрубки деревьев, на которых готовили вечером ужин, утром стали большими деревьями с пышными кронами.
Это чудо - жест любви для князя, чтобы он не сомневался и не отчаивался.
Утром же из Мурома приезжают гонцы, слезно просят Пера и Февронию вернуться в Муром. Без князя в городе сплошная анархия. Началась борьба за престол, кровопролитие. Бояре осознали свою неправоту, искренне раскаялись.
Муромские князья возвращаются в город. Они правили около 23 лет. Их правление было мудрым, честным, праведным. Народ очень любил Петра и Февронию. Будучи уже в зрелом возрасте супруги решили уйти в монастыри. Но договорились, что ко Господу они отойдут в один день.
Петр и Феврония, разумеется, жили в разных монастырях. И вот, когда Петр почувствовал, что скоро ему преставиться, он послал к Февронии. Она вышивала воздУх для храма (покрывало с ликами святых). Феврония просит повременить, так как работа еще не доделана. Но Петр торопит, на третий раз Феврония оставляет работу, так как самую тонкую вышивку она уже сделала, а остальное смогут дошить другие.
Супруги вместе отходят ко Господу. После смерти они хотели быть похоронены в едином гробу с перегородкой. Но люди воспротивились: негоже монахам разного полу лежать в едином гробу.
Тела Петра и Февронии положили в разные гробы. Но наутро каким-то чудом тела святых находили в едином гробу. И так происходило несколько раз. Тогда уж люди решили не перечить посмертной воли святых.
И сейчас мощи святых находятся в Муроме в Свято-Троицком Храме.
Я была у мощей святых. Там очень благостная атмосфера.
Святым Петру и Февронии молятся о даровании супругов, о счастливой семейной жизни, о детях.
В статье использованы иллюстрации "Жития Петра и Февронии Муромских" художника Александра Простева.
Автор оставляет за собой право удалять все хамские, оскорбительные комментарии. Так же автор не вступает в диалоги с агрессивными комментаторами, интернет-троллями и воинствующими атеистами.