Найти тему

Пираты. Часть II. Внешность

Художественная литература и кинематограф создали в сознании большинства людей классический образ пирата с пёстрым платком-банданой на голове, кольцом в ухе и чёрной повязкой на одном глазе. На самом деле настоящие пираты выглядели совсем по-другому. В реальной жизни они одевались так же, как и обычные моряки своего времени. У них не было какой-то своей специфической одежды.

Эксквемелин, сам бывший пиратом в 1667-1672 годах и принимавший непосредственное участие в знаменитой экспедиции пиратов во главе с Морганом по захвату Панамы, писал:

«Пройдя еще немного, пираты заметили башни Панамы, трижды произнесли слова заклятия и принялись кидать вверх шляпы, заранее уже празднуя победу».

В своей книге «Пираты Америки» 1678 г. Эксквемелин ни разу не упоминает о том, что пираты носили на головах платки. Вполне логично, что в условиях тропической жары и палящего солнца, которые обычны для Карибского региона большую часть года, широкополые шляпы давали хорошую защиту от солнечных лучей. Да и в сезон дождей они помогали не промокнуть до нитки.

Капитаны пиратов Франсуа Л'Олонэ и Мигель Баск. Гравюра XVII в.
Капитаны пиратов Франсуа Л'Олонэ и Мигель Баск. Гравюра XVII в.

Носили ли пираты в море широкополые шляпы постоянно? Скорее всего нет, так как во время сильного ветра на море их наверняка бы сорвало с головы. Начиная с 60-х гг. XVII века широкополые шляпы начинают быстро вытесняться получившими огромную популярность треуголками. Именно в треуголках изображено большинство пиратов на старинных гравюрах конца XVII–начала XVIII века.

Генри «Длинный Бен» Эйвери. Гравюра начала XVIII века.
Генри «Длинный Бен» Эйвери. Гравюра начала XVIII века.

Как правило, у моряков в те времена был один комплект одежды, в котором они ходили до полного его износа, а затем покупали новый костюм. К тому же у людей, промышляющих морским разбоем, всегда была возможность после боя поступить в духе Терминатора — «Мне нужны твоя одежда, сапоги и мотоцикл», если, конечно, пираты не решали объявить всё захваченное общей добычей и продать с торгов своим перекупщикам в порту. А одежда до эпохи появления массового производства в XIX веке стоила дорого.

Иногда пираты одевались как настоящие франты. Так, знаменитый пират начала XVIII в. Бартоломео Робертс перед сражением надевал ярко-красный жилет и брюки, шляпу с красным пером и алмазный крест на золотой цепочке.

Бартоломео «Черный Барт» Робертс. Гравюра начала XVIII века.
Бартоломео «Черный Барт» Робертс. Гравюра начала XVIII века.

Судя по старинным гравюрам, многие пираты носили усы, а иногда и бороду. Для пирата Эдварда Тича его густая и действительно черная борода стала неотъемлемой частью образа. Иногда он вплетал в нее ленточки.
Кроме того, он подкладывал под свою шляпу пушечные фитили, которые подпаливал перед сражением, отчего голова капитана пиратов окутывалась клубами дыма, что придавало ему зловещий, дьявольский вид.
Еще Черная Борода надевал крест-накрест поверх костюма две широкие перевязи с шестью заряженными пистолетами. Вид у него действительно был устрашающим, учитывая еще отмеченный современниками и хорошо переданный старинными гравюрами безумный, дикий взгляд.

Эдвард «Черная Борода» Тич. Фрагмент гравюры начала XVIII века.
Эдвард «Черная Борода» Тич. Фрагмент гравюры начала XVIII века.

Практически на всех гравюрах XVII–начала XVIII века пираты изображены с длинными волосами или с модными тогда париками — аллонжами. Например, у Генри Моргана были густые и длинные волосы, по принятой в то время моде.

Генри «Кровавый Генри» Морган. Гравюра XVII века.
Генри «Кровавый Генри» Морган. Гравюра XVII века.

Что касается париков: вещь это непрактичная, и вряд ли их носили во время плавания. К тому же парики стоили дорого, были не по карману большинству пиратов, да и, скорее всего, не нужны были им. Хороший парик был скорее символом статуса, его могли себе позволить главари пиратов, до этого отобрав парик у какого-нибудь дворянина или купца на ограбленном корабле. Капитаны могли надеть парик вместе с дорогим костюмом, когда сходили на берег в крупном порту, чтобы произвести впечатление на собравшуюся публику.

Как и все моряки XVII–XVIII веков, пираты Вест-Индии и Индийского океана носили широкие штаны, доходившие чуть ниже колен, и перевязывались лентами. Многие носили кюлоты — так называемые «женские штаны», отличавшиеся от обычных объемом, так как были очень широкими и скорее напоминали разделенную пополам женскую юбку. Известно, что именно «женские штаны» носил Эдвард Тич.

 Пират конца XVII–начала XVIII века. Хорошо видны штаны, перевязанные лентами в районе колен. Рисунок XIX века.
Пират конца XVII–начала XVIII века. Хорошо видны штаны, перевязанные лентами в районе колен. Рисунок XIX века.

Что касается колец или других украшений в ушах, то в реальности пираты их не носили или, по крайней мере, не сохранилось никаких исторических свидетельств о таком обычае. О них нет упоминания ни у Эксквемелина в «Пиратах Америки» 1678 года, ни у Чарльза Джонсона во «Всеобщей истории грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами» 1724 года, ни в других исторических источниках. Кроме того, практически на всех гравюрах уши пиратов закрыты длинными волосами или париками, по принятой тогда моде. Хотя следует упомянуть, что ранее (в XVI веке) мужчины в Западной Европе предпочитали короткие стрижки и носили серьги, но не кольца. Однако уже с начала XVII века в моду входят длинные волосы, а вместе с ними исчезают и украшения в ушах у мужчин, чему также способствовали все более распространявшиеся в Англии и Голландии пуританские взгляды. При этом волосы у мужчин было не принято стягивать в пучок на затылке. Так делали только если надевали парик.

Да и зачем, спрашивается, носить кольца в ушах, если под длинными волосами или под париком их все равно никто не увидит?

Джек «Ситцевый Джек» Рэкхем. Гравюра начала XVIII века.
Джек «Ситцевый Джек» Рэкхем. Гравюра начала XVIII века.

Невероятно устойчив оказался миф о ношении пиратами чёрной повязки на поврежденном глазе. Нет никаких исторических свидетельств, что пираты с поврежденными глазами закрывали их повязками. Нет ни одного письменного источника и гравюры XVII–XVIII веков с описанием или изображением морских разбойников с повязками на глазах.

-9

Кроме этого, существуют некоторые письменные источники, которые свидетельствуют как раз об обратном — о том, что пираты нарочно выставляли напоказ свои старые ранения, чтобы ещё больше устрашить врага.

Большинство пиратов изображается с этим неизменным атрибутом. Попробуйте намотать что-нибудь на голову, чтобы это закрывало один глаз, и первый, кто вас увидит — назовет вас… Именно так. «Почему?» — спросите вы. Неужели каждый второй пират был одноглазым? Разумеется, в битвах и кабацких драках пираты нередко лишались глаз, но это случалось не чаще, чем, скажем, у обычных матросов. Выходит, что пираты носили повязки на здоровых глазах. Зачем? Широко распространено мнение, что во время абордажных боев пираты сначала разбирались с командой на верхней палубе, а затем бой переходил во внутренние помещения корабля, где царил глухой полумрак. Нырнув после яркого солнца в эту темноту, пират на несколько секунд оказывался слеп и дезориентирован. Пока его глаза привыкали к темноте, его быстро убивали сидящие в темноте защитники корабля. Поэтому, наученные горьким опытом, пираты перед боем натягивали на глаза повязки. Убив или захватив в плен народ наверху, они прыгали в трюм и вот там-то снимали их, открывая глаз, привыкший к темноте.

На самом деле это тоже миф: ради эксперимента попробуйте завязать себе один глаз и прокатиться за рулем по городу — результат вас весьма удивит… а ведь во время абордажной свалки цена вдвое суженного поля зрения гораздо выше, чем поцарапанный бампер.

Впервые чёрные повязки появляются в художественной литературе в конце XIX века, сначала в виде красочных иллюстраций в книгах о пиратах (Говард Пайл считается первым художником-иллюстратором, изобразившим пиратов в пёстрой бандане и серьгой в ухе), а позже уже и в самих романах о морских разбойниках. Оттуда же они попадают в кинематограф, раз и навсегда становясь неотъемлемым атрибутом пиратов.

-10