100 магнитоальбомов советского рока — книга Александра Кушнира, которую неспроста можно считать библией подпольной музыки в СССР.
В этом поистине монументальном произведении описаны магнитоальбомы различных советских рок- и панк-групп: здесь есть как и известнейшие на просторах СНГ "классические" проекты (несмотря на это, в то время также считавшиеся подпольщиками), так и глубокий андеграунд с экспериментальной музыкой, о котором знают только увлекающиеся этой темой люди. Реалии того времени — гонения властей на рок, запись альбомов всеми доступными способами (начиная записью в подвалах на потом и кровью добытых магнитофонах, заканчивая ночными сессиями на официальных студия благодаря определенным связям), распространение этих самых альбомов через посредников. В то же время достать зарубежные кассеты было не менее трудно. Основная рок-тусовка была в столицах — Москве и Ленинграде, однако некоторые другие города, например Свердловск, тоже считались колыбелью советского рока (из известных свердловских групп — ЧайФ, Агата Кристи, Наутилус Помпилиус).
Почему стоит прочитать эту книгу?
Прежде всего прочесть ее стоит тем, кто хочет углубится в тему советской рок-музыки и в целом музыкальную атмосферу советского подполья. Книга охватывает время с 1977 года по 1991 и в общей сложности включает в себя магнитоальбомы 82 групп и исполнителей. В основе книги лежат многочисленные интервью с музыкантами, звукорежиссерами, писателями и фотографами, которые и создают ту самую неподдельную атмосферу тех лет. В "магнитоальбомах" описывается все — само создание музыки и аранжировок, тогдашние настроения и распри в различных коллективах, изыскания подпольных звукорежиссеров, нелегкие процессы записи и эволюция союзной рок-культуры. В общем, все мельчайшие подробности — те, кому интересна данная тема, точно не заскучают.
Ну и напоследок цитата из эпилога книги — слова Кушнира об отборе альбомов.
Критерии отбора были не слишком сложными. При оценке значимости альбомов учитывалось их влияние на музыкальную ситуацию в стране. Затем - популярные и культовые записи, а также работы практически неизвестные, которые в чем-то опередили свое время. Как правило, их создатели направляли энергию исключительно на творчество и, записав альбом, теряли к нему всякий интерес. Из-за отсутствия толковых продюсеров и беспримерного музыкантского пофигизма эти опусы активно не распространялись. Принимая во внимание результаты всевозможных опросов и "сбалансированных" хит-парадов, я все же был твердо уверен, что такие группы, как "Отряд им. Валерия Чкалова", "Стереозольдат", "Желтые почтальоны", "Театр" и "Стук бамбука в 11 часов" заслуживают большего внимания. Заранее соглашусь, что сегодня названия этих проектов не вертятся у каждого на языке. Но для своего времени они были не просто хороши, но и важны. Включением их в общий список моя "отсебятина", пожалуй, и закончилась,