Найти тему
Pro History | Tilsit

СИНАГОГА ТИЛЬЗИТА

Знаменитый аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес в рассказе "DEUTSCHES REQUIEM*" упомянул случай, произошедший с героем у тильзитской синагоги: "Я только боялся порой, как бы из-за трусости Англии или России все не рухнуло.

Случай — или судьба? — соткали мне иное будущее: вечером первого марта 1939 года в Тильзите разразились беспорядки, о которых не сообщала пресса; в улочке за синагогой мне двумя пулями раздробило бедро, ногу пришлось ампутировать . Через несколько дней наши войска вступили в Богемию; когда об этом объявили сирены, я полусидел на госпитальной койке, пытаясь потонуть и забыться в томике Шопенгауэра. Символ моей бесплодной судьбы, на подоконнике дремал огромный пушистый кот."

Хорхе Луис Борхес, написавший о беспорядках у синагоги Тильзита
Хорхе Луис Борхес, написавший о беспорядках у синагоги Тильзита

Конечно, это событие является плодом художественного воображения автора, однако синагога в Тильзите действительно была. Но вот только до 1939 года дожить ей было не суждено...

Но давайте по порядку:

Благодаря своему выгодному географическому положению, размеру и многочисленным ярмаркам, Тильзит с давних времен был пунктом притяжения для торговцев, которые приезжали в город из-за границы: Польши, Литвы, России. Первые евреи в Тильзите также были большей частью торговым людом. Часто еврейские купцы, которые приезжали всей семьёй, оставались жить в городе и устраивали свои молельни.

Таким образом, ещё задолго до открытия синагоги в городе была уже основана своя еврейская похоронная служба – Хевра Кадиша.

В конце 18 века после погромов и преследований в Российской империи Тильзит стал ещё более популярным местом для иммиграции российских евреев - ремесленников и предпринимателей, потому что здесь процветала торговля и открывались возможности для спокойной жизни.

Рыночная жизнь в Тильзите
Рыночная жизнь в Тильзите

Кроме того, в начале XIX века, в Тильзит активно приезжали и евреи из Западной Пруссии.

В то же время земельный участок, приобретенный около 1825 года для строительства синагоги, оставался незастроенным в течение многих лет, потому что прусский король отказывал в разрешении на такое строительство. И только после принятия в 1837 году закона об образовании синагогальных приходов тильзитские евреи получили разрешение на создание своей общины. Это произошло в 1840 году. Год спустя началось строительство синагоги в центре города на углу улиц Кирхенштрассе (ул. Больничная) и Розенштрассе (ул. Серова); здание было открыто в 1842 году.

Синагога в Тильзите, построенная в 1842 году
Синагога в Тильзите, построенная в 1842 году

К 1928 году в городе насчитывалось 797 евреев, которые в основном были представлены в торговле лесоматериалами, управлении магазинами и ремесленными лавками, а также работали наемными врачами, юристами и издателями.

С приходом к власти в Германии национал-социалистов и началом гонений еврейская молодежь начала покидать город, чтобы эмигрировать за границу - в Южную Африку, Северную Америку, Палестину и т.д.

Во время печально известной «Хрустальной ночи» 9 ноября 1938 года Тильзит также был местом национал-социалистических актов насилия: синагога была разрушена, многие еврейские предприятия серьезно пострадали.

Последствия Хрустальной ночи в Восточной Пруссии
Последствия Хрустальной ночи в Восточной Пруссии

Краевед Исаак Рутман в своей работе "Кровоточащая память Холокоста" приводит воспоминания очевидцев тех событий.

Бывший житель Тильзита Бруно Ленерт рассказывает: «В ноябре 1938 года мой отец был сильно болен. Ночью я должен был вызвать врача. Так как ночью мы спали плохо, то утром я проснулся поздно и поздно пошел в школу. Дойдя до школьного крыльца, я был удивлен, найдя дверь закрытой. Мне показалось, что в здании удивительно тихо, не слышно ни одного детского голоса. Пахло чем-то горелым. На углу улицы Rosenstrasse горело здание еврейской синагоги, потому-то и школа была закрыта. Мне было 9 лет, и я не знал, что это означает. И только много лет позже я понял, какое действо тогда было совершено. Запомнились еще пожарные, которые делали вид, что тушат пожар. Я удивился и ничего не понимал…»

Синагога была уничтожена практически до основания и после этого события уже не восстанавливалась.

Однако на окраине города в это лихолетье чудом уцелела небольшая еврейская часовня, построенная около 1830 года, вследствие чего в наши дни нередко возникает путаница, когда жители Тильзита (Советска) считают именно её бывшей синагогой.

Бывшая еврейская часовня в 1979 году, фото Якова Розенблюма
Бывшая еврейская часовня в 1979 году, фото Якова Розенблюма

После Второй мировой войны в часовне размещался склад, но в конце 1980-х здание приспособили под нужды возрождающейся православной церкви.  Сейчас здесь располагается Храм Святой Троицы.

Храм Святой Троицы, на основании старой еврейской часовни
Храм Святой Троицы, на основании старой еврейской часовни