Найти тему
RODIK+

Российское кино в "Коме"... только Сарик Андреасян прикольный чувак... (ирония)

Ещё в 2006 году главный герой фильма «Изображая жертву» категорично высказался насчёт российского кино, определив его местоположение в «ж…пе». Что ж, очень сложно с этим не согласиться, но есть и приятные исключения, которые периодически выходят на большие экраны нашей страны. Является ли таковым фильм «Кома»? Сказать нелегко! Но может быть именно после этого фильма российский зритель почувствует, что анальное прошлое отечественного кинематографа позади, и теперь можно гордо сказать: «российской кино в коме!». И, по-моему, сама «Кома» частично об этом и говорит.

Начало

В принципе, я мог назвать этот абзац и «Начало», ссылаясь на известную всем киноленту Нолана, ведь создатели «Комы» явно вдохновлялись этим фильмом, и у обоих проектов есть одно общее и явное упущение – в них обоих не участвует актёр Петров. Я был крайне удивлён, не увидев его на экране, ведь его фирменные приёмы: неожиданная истерика и неразборчивое бормотание себе под нос могли бы украсить «Кому».

Начинается «Кома» с отвратительной графики, что сразу напоминает о том, что фильм российский, а его продюсер Сарик Андреасян. Продираясь через слабый графоний, главный герой (назовём его сразу «Архитектор»), обнаруживает, что родная Москва изъедена каким-то текстурным кариесом, люди не люди, а дома не дома. Поражённый происходящим (я только догадываюсь об этом , поскольку в начале фильме актёр, играющий Архитектора, видимо ещё не получил з/п на карту, и не особо старается), Архитектор приходит в центр Москвы, где натыкается на НЕЧТО, поначалу напоминающее мне гигантского богомола (насекомое, на всякий случай), облитого мазутом.

НЕЧТО, называемое в фильме «Жнец» (по-английски, видимо «reaper» будет), стремится изничтожить Архитектора, как потенциальную пищу/врага. К счастью для него, группа своеобразно одетых ребят (два парня и девушка) приходят к нему на выручку, и спасают Архитектора от неминуемой гибели.

-2

Кстати, забыл сказать главное - мир, в который попал Архитектор похож на наш, только всё в нём вперемешку! Словно бы в центре Земли произошел взрыв, планета развалилась на миллиард мелких и больших кусков, и каждый из кусков стал самостоятельным магнитом, создавая своё личное гравитационное поле + червоточины (в фильме «норы») и тому подобное. Или представьте себе мешок картошки, который хорошенько встряхнули, а этот момент зафиксировали во времени и пространстве. Звучит запутанно, но местные жители чувствуют себя вполне комфортно, и откуда-то обо всех тонкостях нового мироздания знают, включая незначительные мелочи.

Знакомство

Архитектор узнаёт, что попал в кому, как и те ребята, что пришли его спасать (кстати, один из них пожертвовал собой ради Архитектора, поэтому всем становится понятно, что это не просто очередной коматозник-наркоман, а важная шишка). Все коматозники планеты соединены на глубочайшем уровне подсознания, а всё, что окружает их – воспоминания, поэтому всё такое нестабильное, условное и неопределённое.

Спасает его альфа-самец Фантом и симпатичная девушка Флай. Имён своих они не помнят, поэтому используют клички. И вот непонятно, то ли Флай – это «летать», то ли «муха». Если учесть, что Флай отвергает Фантома, и почти сразу симпатизирует никакому во всех отношениях Архитектору (т.е. предпочитая дерьмо мёду, то, скорее всего, своё прозвище она получила всё-таки в честь насекомого).

Фантом из гонна фак ю лайк э хелл
Фантом из гонна фак ю лайк э хелл

На базе их уже ждёт пафосный и глубокий Ян. Ян настолько положительный персонаж, что опытному зрителю сразу становится, понятно, что ближе к концу фильма он даст нам наесться драматургии досыта (ну и называть персонажа-твистера в честь двуликого Януса - это, конечно, гениально).

Ян утверждает, что Архитектор наделен каким-то нужным их сообществу талантом, и должен проявить его, чтобы все коматозники попали на остров-рай, где смогут жить тысячелетия без вмешательства мерзких Жнецов.

Фантом же, будучи главным альфа-самцом, предупреждает Архитектора, чтобы тот даже не мечтал о сожительстве с Флай, и спрятал свой циркуль подальше. Архитектор, час назад узнавший, что он в коме, не помнящий кто он, кто его родители и друзья, вместо того, чтобы спокойно признать очевидное и не вступать в конфликт с больным на всю голову Фантомом, говорит тому примерно такое: «Пусть баба сама решит. Ты с ней всё равно не преуспел, а может я смогу». Сразу становится понятно, что Архитектор избранный, поскольку такого идиота сыскать, действительно сложно.

Вылазка

Во время похищения торпеды с ядерной подводной лодки российского происхождения - один их коматозников по кличке Гном, смотря на наш триколор восклицает примерно такое: «Вот смотрю-смотрю, а вспомнить, что это за страна не могу». Коматозники не помнят своей национальности, поэтому подобная сцена, наверняка несёт ещё какой-то политический подтекст (какой именно, я так и не понял).

Во время похищения торпеды Фантом устраивает адскую перестрелку, демонстрирует всем (в первую очередь Архитектору) свою неуязвимость, но вместе с тем привлекает внимание Жнецов, которые бодрым шагом идут в их сторону для скорейшей расправы. От страха у Архитектора выходит спусковая горка, по которой торпеда оперативно спускается вниз, а группа коматозников успевает сбежать с завода и без проблем добраться до своей базы.

-4

Я, конечно не специалист, но у меня сразу возник вопрос относительно переноски торпеды, вес которой (как я понимаю) больше 200 кг. Но авторы киноленты не дают ответа такому идиоту как я на мой идиотский вопрос, перенося нас сразу на базу коматозников. Видимо Архитектор создал рогатку и запулил торпеду в свою базу, а кто-то из ребят её ловко поймал.

Исход

Ян, узнав о способностях Архитектора, заявил, что время пришло и пора валить с базы и построить город-сад самостоятельно, а не искать его, как слепые амёбы. Конечно, это не нравится Фантому. Ещё утром он был вожаком и героем, а уже вечером он ретроград и реакционный элемент, который не понимает как и что устроено в коматозном мире.

Результаты исхода неутешительны: на Архитектора нападает Жнец (подстава Фантома), сам Фантом превращается в Жнеца (поскольку Жнецы – это детища современной медицины, которая поддерживает жизнь в теле человека, когда его мозг уже мёртв), куча простых коматозников-трудяг (без сверх-способностей) погибает, а сам Архитектор выходит из комы и просыпается в каком-то подвале.

Объяснение

В реальном мире его встречает Ян – лидер некой религиозной сексты «Выход есть», которая обещает вечную жизнь в коме в обмен на деньги (наверно). А Архитектор и Флай (его девушка/подруга) попали сюда силой после аварии, и силой же были отправлены в кому. Если Архитектор не построит город-рай в коме, то Ян убьёт Флай и всех остальных.

-5

Архитектор идёт на сделку, отправляется в кому, включает графоний и строит великолепный город, правда в который уже никто не может попасть, поскольку все выжившие коматозники узнали от Архитектора, что Ян – сумасшедший маньяк-сектант. А в Раю лучше секретом не хранить. Поэтому всех коматозников отключают от жизнеобеспечения, и их тело умирает, а вместе с ним и образцы в коме.

Естественно, Архитектор и Флай побеждают Яна (при помощи Фантома-Жнеца, который перед своей трансформацией вспомнил кто он, кто есть Ян, и с удовольствием отомстил дядьке, который дал ему возможность быть тем, кем он всегда мечтал).

Финал

Архитектор и Флай живут вместе. Архитектор клепает убогие многоэтажки. И с большим соблазном смотрит на письмо от сексты «Выход есть», словно очень хочет снова попасть в кому и сиквел.

Выводы

«Кома» – хороший пример того, что у нас умеют делать не только убогие комедии про трансвестита Реву или дешёвые агитки, но и крепкое среднебюджетное экш-кино. К сожалению, авторам фильма не удалось раскрыть персонажей в полной мере, не получилось наделить их глубокими характерами или чёткой мотивацией. Главных героев писали по классической схеме сценарной методички:

Герой ИД – управляется примитивными импульсами – половым влечением, агрессии, власти – это Фантом

Антигерой – это тоже Фантом, который в конце фильма учится жертвовать своими интересами ради блага других (ради Архитектора и Флай)

Герой-Супер-Эго – наставник, носитель морали, совести мира комы. Под это определение подходит Ян, который в конце фильма в результате твиста («вот это поворот!») оборачивается классически злодеем-психом, одержимым сверх-идеей.

Главный герой или герой-Эго! Понятно, что это Архитектор, он по классике разрывается между ИД (желанием стать востребованным архитектором) и виной перед Флай за то, что он неудачник. Ну а Флай – просто девушка главного героя, её толком не прописали.

Остальные герои – массовка с прикольными кличками: Танк, Спирит, Астроном, Гном и пр. Жаль, что не было коматозника по кличке Кабан, ведь можно было бы сделать кроссовер с «Бригадой» и «Жмурки». Но они по крайней мере открывали эту методичку! А не лепили героев по принципу: «У меня в детстве был прикольный сосед дядя Игорь, давайте с него спишем персонажа».

Видно (по крайней мере мне), что создатели фильма старались сделать смотрибельный фильм, который будет интересен современному зрителю. Видно, что фильм несёт некие идеи, которые можно трактовать по-разному и при необходимости обсудить с другими зрителями. Вопросы самореализации, самообмана и поиска самого себя – это то, о чём «Кома» пытается говорить со зрителем. Только говорит она голосом актёра Петрова – бубнит что-то под нос, мямлит, а мы должны вслушиваться, приложив ладошку к уху.

Я чувствую, что вы всё равно не пойдёте в кинотеатр на этот фильм
Я чувствую, что вы всё равно не пойдёте в кинотеатр на этот фильм

Фильм я рекомендую к просмотру! Пусть хоть один более-менее приличный российский фильм окупится в прокате в этом году!