Найти тему

Как правильно поститься?

Первый пост был установлен в раю самим Богом, когда Он запретил Адаму и Еве вкушать от Древа познания добра и зла. Постился Моисей, всю свою жизнь провел в строгом посте святой Иоанн Предтеча, постился и Сам Спаситель. В память о Его сорокадневном посте христиане соблюдают Великий пост. О чем мы должны помнить в первую очередь, беря на себя обязательства перед Богом? Как поститься с пользой для души, и без вреда для здоровья? Что делать, чтобы пост не стал причиной раздора в семье? Об этом мы беседуем с настоятелем Крестовоздвиженского храма города Саратова, руководителем саратовского Общества милосердия и Общества православных врачей священником Сергием Кляевым.

— Отец Сергий, люди, которые впервые решают поститься, часто воспринимают пост только как ограничение в пище. Но это же не самое главное. В чем истинный смысл поста и как поститься правильно?

— Человек состоит из духа, души и тела, и у настоящего поста должно быть две цели – подвиг для тела и подвиг для души. Как мы можем доказать свою любовь к Богу? У Бога все есть, и нам нечего принести Ему, кроме нашего желания быть такими, какими Он нас всегда хотел видеть, и покаяния в грехах. Создатель хочет, что бы мы любили Его и любили своего ближнего, как самого себя. Ограничивая себя в пище, мы признаем – Бог для нас важнее хлеба насущного. Когда пища, которую мы получаем от Бога, поддерживает и укрепляет наше общение с Богом, а не отдаляет нас от Него, мы живем правильно.

Сокращая количество пищи и отказываясь от каких-то продуктов, мы с одной стороны показываем, что готовы ради Бога добровольно потерпеть лишения. С другой стороны, ограничивая себя, мы начинаем видеть свои немощи, недостатки и с Божьей помощью начинаем их исправлять.

— Некоторые постятся так рьяно, что доводят себя до физического и морального истощения. Это правильно?

— Я бы назвал такое поведение членовредительством и безрассудством. Святые отцы сравнивают тело с осликом, который везет нашу душу в рай. Если ослика не покормишь, у него не будет сил везти. Если перекормишь – взбесится. И эта это чувство меры, середина и есть царский путь, самое важное для христианина. Богу совершенно точно не нужно, чтобы человек к концу поста попал в больницу. Богу нужны люди, у которых есть силы, чтобы молиться и помогать ближнему своему. А бывает так, что начинают люди строго поститься и при этом «съедают» домочадцев. Когда человек недоедает, у него возникает раздражение. Это естественная физиологическая реакция. И с ней сталкивается каждый постящийся. Но одному удается с Божьей помощью с ним совладать, а другой срывает зло на близких. Вот такой пост Создателю не угоден. Лучше его ослабить.

— И не сокрушаться о том, что раз я не смог, значит, я плохой христианин?

— Мы же ни с кем не соревнуемся — кто меньше съел, кто больше. Богу ничего доказывать не нужно. Он и так знает наши возможности и наши слабости. Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». То есть, пост должен быть совершенно добровольным, осознанным, но при этом разумным, без ущерба для физического и морального состояния. И уж тем более не нужно сравнивать себя с родными, коллегами, укорять ближнего в том, что он не постится или постится недостаточно строго. Есть такое выражение: «Кто ест, да не смотрит в тарелку тому, кто не ест. А кто не ест, тот да не смотрит в тарелку того, кто ест». Пост – личное дело человека и Бога и эти взаимоотношения могут обсуждаться только с духовником. Лучше начать с малого, но выдержать эту меру ограничения весь пост, чем, прочитав книжку о жизни египетских подвижников, которые ограничивались горстью фиников после захода солнца, решить для себя – я буду как они и вскоре осознать, что ты не в силах понести такой подвиг.

-2

— Можно ли поститься и не ходить при этом в храм, не участвовать в богослужениях?

— Тогда это не пост, а диета. Работающему человеку трудно побывать на всех службах Великого поста, но есть некоторые, которые все же желательно посетить, потому что они позволяют погрузиться в необходимое для души состояние, открывают истинный смысл поста. Пост начинается с чтения Покаянного канона преподобного Андрея Критского. Песни Канона говорят о духовной истории мира, которая одновременно является историей нашей души. Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного сна и подвигнуть к покаянию и исправлению жизни. Субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы поста – дни особого поминовения усопших, лучшее время, чтобы помолиться о тех, кто уже не с нами. 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. Четверг 5-й седмицы – память преподобной Марии Египетской, чье житие поразительное свидетельство о том, что самый отчаянный грешник может по благодати Божией стать величайшим святым. Суббота этой же седмицы – Суббота Акафиста, или Похвалы Пресвятой Богородицы. Суббота следующей седмицы – Лазарева, ее молитвословия посвящены воспоминанию о чуде воскрешения праведного Лазаря – прообраз будущего Всеобщего воскресения. Ну, и, конечно, очень важна последняя седмица, Страстная. Обязательно надо постараться быть на службе утром в Великий Четверг – день воспоминания о Тайной Вечере, об установлении Таинства Евхаристии. В тот же день вечером – последование святых и спасительных Страстей Христовых: чтение 12-ти Страстных Евангелий. Вечер пятницы – чин Погребения Плащаницы с крестным ходом. Суббота – литургия свт. Василия Великого, когда единственный раз в году звучат слова удивительного песнопения: «Да молчит всякая плоть человеча…». И, наконец, ночь светлого пасхального торжества, ощутить которое в полной мере можно, лишь хорошенько потрудившись во время поста.

— А в чем этот труд состоит? Если не брать во внимание гастрономический аспект?

— В том, чтобы человек остановился, оторвался от привычного ритма жизни и всмотрелся вглубь себя. Во время поста мы ограничиваем себя не только в пище, но и в развлечениях, не допускаем праздной болтовни, не убиваем время перед телевизором. Соответственно появляется больше возможностей для самоанализа, чтения книг духовного содержания, для молитвы. Главный смысл поста – увидеть свои недостатки, свои немощи и попросить у Бога сил, чтобы их исправить. Нет ни одной сферы в жизни, в которой нам бы не хотелось что-то изменить. Пост – лучшее время для совершенствования. Будь то семейные, дружеские или профессиональные отношения. Спросить себя – достаточно ли мы хорошие родители, внимательны ли мы к своим близким, не нужна ли наша помощь друзьям, с полной ли отдачей трудимся? И, дав честный себе ответ понять, что нам всем требуется Божья помощь, чтобы уврачевать наши духовные недостатки. Исправлять себя – это очень больно, тяжело, но именно эта работа и дает духовные плоды. И другого пути к Богу нет. Без этих усилий пост пройдет впустую. Но и труд сердца тоже должен производиться с рассуждением. Иначе легко впасть в уныние от осознания своего несовершенства. И сказать себе: все напрасно, я никогда не стану лучше, нечего и стараться. Это и нужно лукавому! Вот почему важно иметь духовного руководителя, который будет направлять в этой сложной внутренней работе.

— Как понять, что пост принес духовные плоды?

— Если во время поста в нашем сердце любовь к Богу и ближнему, если в душе мир, радость, кротость, смирение, вера, терпение к своим немощам и слабостям близких, значит, пост прошел не зря. Но, если пост ввергает в уныние, слабость, раздражительность, ожесточение – значит, что-то с ним не то. Но самое главное, чтобы все наработанные духовные плоды после Пасхи не испарились, и человек не скатился опять в то состояние, в каком был до поста. Иначе все труды напрасны.

Священник Сергий Кляев, беседовала Оксана Лаврова

Православие и современность