Если объединить частные самолеты российских миллиардеров в одну компанию, то получится крупный перевозчик, второй по числу бортов после «Аэрофлота» с парком более 250 воздушных судов. Всего же россиянам принадлежит до 500 бизнес-джетов, и большинство из них зарегистрировано за границей. Принятые 6 апреля 2018 года Минфином США санкции против российских бизнесменов испортили жизнь миллиардерам и запустили волну распродаж.
Попав под санкции, Олег Дерипаска был вынужден отказаться от трех самолетов Gulfstream G550. Credit Suisse и Raiffeisen Bank разорвали с компаниями Дерипаски лизинговые контракты, а джеты выставили на продажу по $30 млн. В похожей ситуации оказался и владелец Crocus Group Араз Агаларов: ему пришлось экстренно погасить кредит на $20 млн в американском банке Stonebriar Commercial Finance, где был заложен его Gulfstream G550. На рынке оказались самолеты еще нескольких бизнесменов, попавших под санкции, например, Сулеймана Керимова (Boeing BBJ2 и Вombardier Global Express ХRS) и Бориса Ротенберга (Bombardier Global). Бизнесмены опасаются оказаться в ситуации, подобной той, в которую попал владелец Volga Group Геннадий Тимченко : компания Gulfstream перестала выполнять договорные обязательства и поставлять запчасти для его Gulfstream G650. «Соответственно, ряд других самолетов российских владельцев также сняли с обслуживания, отказались предоставлять им послепродажную поддержку, лишили гарантии. Гражданам, которые находятся в санкционном списке, часть европейских и американских операторов стала отказывать в перевозке, не говоря уже о продаже новой техники», — объясняет управляющий директор Jet24 Павел Захаров. В итоге самолет Тимченко «осел» на дочерней компании Российского фонда прямых инвестиций — кипрской Amerivo Holdings.
1.Airobus A340
2.Boeing 767
2. Boeing 767
Год выпуска: 2003
Предполагаемый владелец: Роман Абрамович
Страна регистрации: остров Аруба
Оценочная стоимость: $120 000 000
Самолет получил кличку «Бандит» за характерную черную полосу у кабины пилотов, его уменьшенная модель продается в сувенирных магазинах. Модификация борта Абрамовича означает увеличенную дальность полета, что позволяет совершать беспересадочные перелеты на расстояние до 11 000 км.
3.Airbus A319
3. Airbus A319
Год выпуска: 2014
Предполагаемый владелец: Александр Абрамов F 20
Страна регистрации: Германия
Оценочная стоимость: $85 000 000
Разработанный во Франции Airbus A319 является укороченной на 4 м версией авиалайнера А320: размах крыла 34,1 м, максимальная взлетная масса 76 500 кг, крейсерская скорость 820 км/ч. Версия Airbus Corporate Jet создана для бизнес-авиации. Этот лайнер может перевозить 19 VIP-пассажиров. При необходимости салоны легко демонтируются, что позволяет вмещать уже 100 человек. Максимальная дальность полета с VIP-салоном —12 000 км.
4.Airbus A319
4. Airbus A319
Год выпуска: 2013
Предполагаемый владелец: Андрей Скоч F 22 и семья
Страна регистрации: остров Аруба
Оценочная стоимость: $71 000 000
Бортовой номер самолета MGU перекликается с 99-метровой яхтой Madame Gu и Lady Gulya, которые относили к Скочу. На яхте Madame Gu базировался вертолет Eurocopter Dauphin с регномером 3A-MGU. Самолет с комфортом перевозит 19 пассажиров, он был передан заказчику в начале 2014 года. Самолет можно видеть в таких городах, как Лондон, Цюрих или даже Ташкент.
5.Airbus A320
5. Airbus A320
Год выпуска: 2008
Предполагаемый владелец: Андрей Козицын
Страна регистрации: Австрия
Оценочная стоимость: $67 000 000
Самолет и его уникальная ливрея с золотыми узорами и птицей на хвосте достались российскому миллиардеру от предыдущего владельца — саудовской Saad Group разорившегося миллиардера Маан аль-Санеа. Самолет перебазировали из Саудовской Аравии в екатеринбургский аэропорт Кольцово. Самолет часто можно видеть в европейских городах — Вероне, Вене и Париже