Найти тему
Travel In History

Нарва и Ивангород. Две части одного города или два мира на разных берегах? Часть 2. Ивангород.

В 1492 году, в то самое время, когда Арагон и Кастилия завершили Реконкисту, а экспедиция Христофора Колумба достигла берегов Америки, по личному указанию московского князя Ивана III на западном рубеже земель недавно завоёванного Новгородского княжества строится крепость. Размеры крепости были весьма незначительными, что даже породило легенду о том, что размеры будущей крепости определили следующим образом: растянули длинную ленту, связанную из тонких полос кожи, полученной с одной лошадиной шкуры.

Ивангородская крепость была уникальна для своего времени ещё и тем, что строилась с нуля, ведь строителей не сдерживали очертания более старой крепости или города. Уже через четыре года крепость была взята и разрушена шведскими войсками. Шведы надолго здесь не задержались, что позволило Ивану III восстановить крепость в уже более капитальном виде и гораздо крупнее по размерам.

-2

К 1558 году крепость приобретает практически современный вид, появляется и множество строений под защитой её стен, в частности, Успенский собор и Никольская церковь.

-3

Некоторые постройки на территории крепости появляются уже в XVII веке, во время шведского владычества, как, например, Пороховой амбар, недавно открытый после реставрации.

-4

Процесс медленной реставрации крепости продолжается до сих пор.

-5

Можно подняться на стену крепости, чтобы полюбоваться на красивые пейзажи по обе стороны реки Нарвы, которая не замерзает даже в самые сильные морозы. В день моей поездки в Ивангород, несмотря на солнечную погоду, было как раз очень холодно. Но и виды деревьев, покрытых инеем, были прекрасны!

-6

Со стены также прекрасно видно Нарвский замок, и можно оценить, насколько близко расположены друг от друга две крепости.

-7

Можно увидеть и мост между Россией и Эстонией, по которому едет непрерывный поток грузовых фур, легковых автомобилей и туристических автобусов. А по пешеходной части моста в обе стороны постоянно идут люди. Даже в сильный мороз или поздней ночью этот поток не особо уменьшается. Жители Ивангорода и Нарвы ходят друг к другу в гости, жители Ивангорода ходят в Нарву за продуктами, и гораздо реже бывает наоборот. Есть даже специальные "несуны", которые занимаются переноской мелких грузов через границу и зарабатывают этим на жизнь.

-8

По большому счёту, кроме крепости, в Ивангороде больше ничего нет. Нет и набережной, как в Нарве(история о том как Европейский союз дал двум городам одинаковую сумму на обустройство границы и только в Эстонии сделали набережную, а в России разворовали, уже стала легендой). В Ивангороде нет торговых центров, приличных гостиниц и прочей туристической инфрастуктуры. Но справедливости ради стоит сказать, что и сам город в пять раз меньше Нарвы.

Есть, правда, в Ивангороде один интересный район, известный как Парусинка. История этого промышленного района связана с именем барона Александра Штиглица, который, в отличие от современных российских олигархов, заботился о своих рабочих, спонсировал строительство железных дорог и на личные средства создал художественно-промышленную академию в Санкт-Петербурге. Сейчас в связи с упадком промышленности сложно увидеть в полузаброшенном районе былое великолепие.

-9

А когда-то здесь была образцовая фабрика с образцовым жильём и инфраструктурой для рабочих. По сравнению с районом фабрики Кренгольм, что в Нарве, здесь всё выглядит гораздо мрачнее, несмотря на солнечный день. И всё-таки есть в этом постапокалиптическом пейзаже какая-то странная красота...

-10

Ещё чуть дальше на юг от центра Ивангорода, поблизости от плотины Нарвского водохранилища, есть и более приятное место. Это церковь Святой Троицы, построенная Александром Штиглицем для местных фабричных рабочих. Церковь, в которой барон и был похоронен, находится в отличном состоянии.

-11
-12

Напоминает пейзажи с картин какого-то известного русского художника, но так и не могу вспомнить, кого именно...

В заключение могу сказать, что Ивангород в целом имеет неплохой туристический потенциал, который, к сожалению, не реализовывается из-за жадности и косности мышления наших чиновников. У Ивангорода нет нормального транспортного сообщения с Санкт-Петербургом (в отличие от Нарвы с Таллином) и действует тормозящий развитие туризма режим погранзоны. Ну а самая большая, на мой взгляд, проблема - отсутствие безвизового режима между Россией и Европейским союзом, мешающая туристам посетить два города одновременно.

-13

Но если смотреть издалека, две крепости и два города кажутся единым целым. И кто бы что не говорил, Европа не кончается на восточном берегу реки Нарвы, а тянется дальше, гораздо дальше...

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, впереди много интересного!