Многие из украинских историков рассматривают акцию гетмана Мазепы осенью 1708 года в качестве антимосковского «восстания». На самом деле никакого восстания не было.
Был переход небольшой части казацкого войска и большинства генеральной старшины на сторону шведов. Вот и все. Ведь восстание - это массовое, как правило, вооруженное выступление против существующей власти, социально-экономического, национального, религиозного и иного угнетения. Одной из главных залогов его успеха является хорошая подготовка и организация.
Свое восстание Мазепа не готовил
Вот как описывал ситуацию Михаил Грушевский: «Он хотел остаться пассивным зрителем до окончательного выяснения шансов воюющих сторон, тщательно избегал всего, что могло бы бросить на него подозрение перед московским правительством, и никаких приготовлений к разрыву не делал ... Полная неподготовленность замыслов Мазепы оказалась вполне, когда обстоятельства заставили его, наконец, к решительному шагу ».
А может, прав русский исследователь, автор биографии Мазепы в знаменитой серии « Жизнь замечательных людей » Татьяна Таирова-Яковлева? В своих трудах она утверждает, что у Мазепы не было никаких планов отделения Украины от Московии. Более того, она считает Мазепу одним из создателей Российской империи. Это мнение она развивает в монографии с характерным названием «Иван Мазепа и Российская империя. История "предательства" ». Обратим внимание на то, что слово «предательство», ключевое в официозной российской историографии для клеймения украинского гетмана, взято в кавычки! Однако, согласно концепции петербургской исследовательницы, на определенном этапе «укрепление империи стало противоречить интересам Гетманщины. Однако, прежде чем эти противоречия проявились так четко (их, безусловно, спровоцировали события Северной войны 1700 - 1721 лет), много лет длилось тесное сотрудничество ».
Итак, если следовать ее версии, выходит, что если бы не Северная война, Иван Мазепа вошел бы в историю как послушный слуга Петра, один из создателей Российской империи. Но не будем торопиться с окончательными выводами.
Борьба за жизненное пространство
Буквально в шаге от разгадки планов Мазепы остановился тот же Михаил Грушевский. «Если бы на место безжалостного уничтожения и сдавливания всех политических, общественных и культурных форм украинской жизни, которое наступило после полтавской победы, на место того разгрома и террора, который воцарился в 1708 - 9 г. , пришло бы хоть несколько десятков лет свободного развития Гетманщины, не имело бы места и соблазна для всех обрусительних мероприятий ... »- рассуждал ученый. И не увидел Грушевский, что «неподготовленность» Мазепы «к решительному шагу» объяснялась прежде всего тем, что он как раз и пытался любой ценой обеспечить те «несколько лет свободного развития». И не только Гетманщины, которую всесторонне обустраивал. Не видели этого и последующие поколения исследователей.
Глубину замыслов старого гетмана помогают раскрыть категории геополитики. Как известно, геополитика определяет жизнеспособность и мощь того или иного государства такими главными факторами: пространство; природные богатства и экономический потенциал; население.
С первых же дней своего правления, без лишнего шума, Мазепа начинает ползучую экспансию на Правобережье, нарушая тем самым статьи российско-польского Вечного мира 1686 года. Постепенно его экспансия в этом направлении получила планомерный характер. А с 1704 года, когда Мазепа во главе сорокатысячной украинской армии оказался на Правобережье, он стал реальным гетманом «обеих берегов» Днепра.
Кроме того, Иван Мазепа пристально присматривался к малозаселенной Слободской Украины. Он начал свою экспансию на Слобожанщине в 1699 году, купив у русских помещиков земли в Рыльском уезде и основав там несколько слобод. Постепенно Мазепа скупил земли еще в двух уездах, входивших в состав России - Путивльском и Сивском.
Итак, контуры Мазепы государства вырисовываются достаточно четко: от Львова до Харькова и от Чернигова до Сечи. То есть, в пределах тогдашней украинской этнической территории.
Соседям не уступали
Теперь несколько слов о других геополитических факторах.
Точные данные в отношении украинского населения есть за 1719. Общее количество этнических украинцев исследователь украинского этноса XVIII - XX веков В. А. Романцов определял почти 5740000. Что касается Польши, то ее территория в середине XVII века достигала 940 000 квадратных километров, а население - до 7000000 человек, из которых около двух миллионов было украинским.
Теперь посмотрим в сторону нового геополитического игрока - России. «Население, разбросанное по огромному пространству России, составило в конце XVII века всего лишь 5600000 человек», - пишет доктор исторических наук, профессор Евгений Анисимов. В отличие от многих своих предшественников он считал чисто московитское население, составлявшее геополитическую мощь страны. Ведь нерусское население тогдашней империи было скорее ее геополитическим минусом, чем плюсом.
Таким образом, сопоставление численности населения украинских земель с населением Польши и России показывает, что украинцы по человеческим ресурсам не уступали смежным государствам и народам. И этих ресурсов вполне хватало на государство и на контроль над территорией мыслимой Мазепой страны.
Наконец, о природных богатствах и экономическом потенциале Украины - природа приложила там максимальные усилия, чтобы служить человечеству. Речь идёт о плодовитости земель - главного ресурса тогдашнего времени.
Итак, мудрость Ивана Мазепы как государственного деятеля оказалась в том, что он верно оценил геополитический потенциал Украины и предсказал ее развитие на грядущие десятилетия и даже века.
Кое-что о имперской ласке
В заключении, несколько слов об упомянутой выше концепции Таировой-Яковлевой. Она в попытке «объективно» оценивать действия Мазепы признает, что «измене» Мазепы предшествовали многочисленные измены Украине Россией. Впрочем, приводя примеры Андрусовского договора (1667 год) или Вечного мира (1686), заключенные Россией с Речью Посполитой за спиной Украины, исследовательница забывает о начале этого процесса - Виленском перемирии 1656. Объясняя свою позицию относительно Украины и казаков, царские послы тогда убеждали польских мировых уполномоченных следующим образом: «Казаков сами в послушании не удержите, а тогда будет и нам и вам труднее ... Эти люди (казаки), как дикие звери: надо их заранее обласкать, а потом употреблять. Когда они поймут, что вы их хотите пользовать, не будут ни вашими, ни нашими ».
Таки образом, делая некоторые уступки современным украинским поклонникам гетмана Мазепы, русский ученый пытается под видом объективности доказать свой основной тезис о плодотворности сотрудничества украинских и русских в построении Российской империи. Однако мы четко увидели, что Иван Мазепа строил отнюдь не Российскую империю, а независимое Украинское государство. И мыслил он ее как субъект международных отношений, сила которого опиралась бы на важнейшие геополитические факторы.