Сингапурский авиасалон без ведущих игроков
В Сингапуре проходит очередная авиационная выставка-салон — крупнейшее такого рода мероприятие в Азии.
«Singapore Airshow» традиционно предлагает уникальную «платформу для достижения лидерства в отрасли» благодаря конференциям высокого уровня, форумам и совместным мероприятиям. Ведущие игроки индустрии, правительственные и военные руководители собираются здесь раз в 2 года для обсуждения широкого круга тем глобального аэрокосмического и оборонного сектора.
На этот раз салон был омрачен эпидемией китайского коронавируса, из-за которого ожидается резкое сокращение количества и участников, и посетителей. Было принято решение отказаться и от масштабного авиационного саммита, на котором ожидалось участие важнейших фигур международного уровня и очень представительной американской делегации. В связи с тотальным антиэпидемиологическим запретом на въезд китайских граждан в Сингапур на выставку из КНР прибыла только пилотажная группа ВВС Китая, которая вместе с сингапурскими и американскими коллегами приняла участие в демонстрационных полетах на открытии мероприятия.
В конечном итоге, от участия в выставке отказались такие гиганты индустрии, как американские «Локхид Мартин» и «Рейтеон». Всего 70 компаний, заявившихся на нынешний салон и выкупившие павильоны, отказались от участия. Был отменен знаковый визит на выставку заместителя министра обороны США Эллен Лорд — главной в Пентагоне по всем темам вооружения.
Тем не менее, в Сингапур прибыли со своими экспозициями представители 930 компаний, включая «Боинг» и «Эйрбас». Ожидается порядка 45 тыс. посетителей (два года назад — 70 тыс.).
В части военной техники на данной выставке американское доминирование продолжается. Сингапурское военно-политическое руководство все еще находится в приподнятом настроении от предстоящего поступления в страну 12 многоцелевых истребителей F-35В от "Локхид Мартин" — первых в Юго-Восточной Азии. И сингапурские лидеры, и помощник госсекретаря США по военно-политическим вопросам Рене Кларк Купер всячески подчеркивают в связи с этим крепнущие двусторонние отношения в военной сфере.
Россия фактически отказалась от участия в сингапурском мероприятии под эпидемиологическим предлогом. Как съязвило одно профильное издание, «начальники госкорпораций отказались ехать в Сингапур на авиасалон», куда обычно они катались в большом количестве. В выставке участвуют «несколько десятков профессионалов технического профиля», которые должны будут только обозначить присутствие РФ. Здесь представлены павильоны двух российских компаний — Объединенной авиастроительной корпорации (с крупномасштабными моделями самолётов) и холдинга «Вертолеты России», входящих в госкорпорацию «Ростех».
Тем не менее, официальные лица продолжают подчеркивать, что Россия считает международный авиасалон в Сингапуре одним из самых значимых в регионе. Об этом на открытии выставки во вторник заявил корреспонденту ТАСС заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ Михаил Петухов.
Со своей стороны ТАСС продолжает настаивать на том, что рынок в Азии весьма перспективен для российской авиапромышленности, и интерес к нашим самолетам и вертолетам продолжает расти. В подтверждение своего тезиса официозное агентство описывает линейку военной авиатехники, которую в постсоветский период удалось продвинуть на рынки Восточной и Южной Азии (в современное американской геополитической нарезке — в Индо-Тихоокеанский регион).
Российские боевые самолеты в Восточной и Южной Азии
Основные партнеры России в сфере закупок авиатехники — Китай (по разным данным, общая сумма контрактов значительно превышает 9 млрд долларов) и Индия (более 8 млрд долларов). Значительные поставки осуществляются во Вьетнам. Также у России имеются планы в расчете на оружейные рынки Индонезии, Малайзии, Бангладеш и Мьянмы.
В 1991-1997 гг. в КНР было поставлено 50 истребителей Су-27 нескольких модификаций на сумму порядка 1,7 млрд долларов (по взаимной договоренности сторон содержание сделок, включая их стоимость, не разглашается; в СМИ сбрасываются «оценочные данные»). Далее несколькими партиями поставлялись Су-30. В общей сложности с 1991 по 2012 год Китай получил 178 истребителей семейства Су-27/30. С учетом собранных по лицензии 105 Су-27СК общее количество истребителей марки «Су» в Китае составило 283 машины (от оставшихся 95 комплектов для сборки Су-27СК в КНР отказались, создав, как считается, собственную версию этого самолета — истребитель J-11).
КНР стала первым иностранным покупателем многофункциональных истребителей Су-35. В 2015 году государственная корпорация «Ростех» объявила о заключении контракта на поставку в Китай 24 самолета. Сумма сделки оценивалась в 2,5 млрд долларов. Она была закрыта в 2018 году.
В 1993 году в Китай экспортировались десять военно-транспортных самолетов Ил-76М. В конце 2011 года страны договорились о поставках трех бывших в эксплуатации самолетов Ил-76МД, в 2012 году число машин было увеличено до десяти. Они выкупались Рособоронэкспортом в России и модернизировались в Белоруссии.
Столь же важный импортер российской авиатехники — Индия, которая насыщает свою авиацию новейшими самолетами в первую очередь для сдерживания Китая и китайского союзника Пакистана.
В 1996 году индийцами было закуплено в России 40 самолетов Су-30, через два года — еще 10. В 2000 году был заключен контракт на лицензионное производство 140 Су-30МКИ на индийском предприятии HAL стоимостью 3,5 млрд долларов. Впоследствии стороны подписали несколько сделок на поставку комплектующих для сборки истребителей в Индии (в общей сложности — 222 комплекта).
Корпорация «МиГ» поставляет технологические комплекты для модернизации 62 индийских МиГ-29, закупленных у СССР, в варианте МиГ-29UPG. В 2011 году был завершен первый контракт на поставку ВМС Индии 16 корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ для индийского авианосца «Викрамадитья» (бывший тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»). В 2013 году началось исполнение второго контракта на поставку еще 29 самолетов данного типа.
На завершившейся на днях индийской выставке вооружений «Дефэкспо-2020» Россия передала Индии предложение о поставке дополнительной партии истребителей линейки МиГ-29. Однако по этой теме появились признаки неких сложностей. Государственный министр обороны Индии Шрипад Наик заявил, что передача авианосца индийской постройки «Викрант» национальным ВМС задержится из-за «отсрочки с поставкой авиатехники из России». По индийским планам, легкий авианосец «Викрант» должны были передать ВМС Индии в 2022 году (первоначально — еще в 2018 году). Предполагается, что на нем будут базироваться до 14 самолетов МиГ-29К и несколько вертолетов.
Попутно в Индии идут «пристрелки» к проекту третьего авианосца — индийского производства в рамках программы «Make in India», начат отбор самолетов палубной авиации для этого корабля. Высока вероятность, что в этом случае будет выбрана другая марка истребителей — первыми кандидатами считаются французский «Рафаль» и представитель линейки F-18 (“Супер Хорнет Блок III”) от «Боинга». Американский производитель сделал шикарное предложение — 57 самолетов палубной авиации или 114 многоцелевых истребителей с локализацией их производства в Индии; еще можно вертолеты AH-64E «Апач» — всего на 25 млрд долларов.
Как видим, прежний ресурс поставок авиатехники в Китай с Индией, дававший возможности поддерживать на плаву российскую авиаиндустрию и модернизировать авиацию Вооруженных сил России, в основном исчерпан. Облегченные экспортные модификации здесь теряют конкурентоспособность, запрос только на самое передовое и перспективное.
Для России в Азии остается еще Вьетнам, продолжающий ориентироваться на российскую военную технику. Сюда в постсоветский период было поставлено пять десятков самолетов линейки Су-27/30.
В Малайзию удалось за это время продать 18 самолетов линейки МиГ-29 и 18 истребителей Су-30МКМ. Эти поставки были завершены в 2009 году.
В Индонезию в 2003 году было поставлено четыре многоцелевых истребителя — два Су-27 и два Су-30. Джакарта также намеревалась приобрести десяток многоцелевых истребителей Су-35, но пока не сложилось (подробнее на эту тему см. наш материал).
Некоторые надежды в Москве возлагают на перевооружение военной авиации в Бангладеш и Мьянме, принадлежащих к числу беднейших стран мира.
Вроде бы и все. Пока так.