ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.Изменить
Здравствуйте!!!Мы продолжаем цикл статей по каждому месяцу 2-й мировой войны.Если наши статьи будут вам интересны,то мы соответственно будем продолжать публикации.
************************************************************************
По поводу линии Маннергейма существует уже немало мифов. Понятно,что в дни Зимней войны она была непреодолимым страшилищем выше небес и глубже преисподни. Удобно было своё неумение воевать списывать на толщину финских оборонительных укреплений. Сам Карл Густав Эмиль Маннергейм не считал,что у него была линия Маннергейма. Он говорил,что он соорудил узлы оборонительных укреплений на предполагаемых участках наступления Красной Армии. Сегодня появились «некоторые» историки,которые вообще отрицают существование какой-либо линии Маннергейма,очевидно,подразумевая под линией—глубокий снег,а под Маннергеймом—крепчайшие морозы. Но линия Маннергейма была,наступать можно было только вдоль дорог,вне дорог болота,а также густые непроходимые леса,к тому же превращённые в минные поля. Артиллерийские снаряды,как правило,перелетают через вершину,авиационные бомбы скатываются и взрываются на склонах высот. В других точках идея была та же—извлечение наибольших выгод местности для обороны. В этом главный смысл линии Маннергейма. А Маннергейм,как известно—воспитанник русской императорской академии Генерального штаба.
5 февраля 1940 года на Объединённом Военном совете Великобритании и Франции было решено отправить экспедиционный корпус в Финляндию для участия в Зимней войне против Советского Союза. Правда,прямых конкретных путей отправки этого корпуса в Финляндию намечено не было. Можно только предположить,что Финляндия играла тогда для союзников роль тактической приманки для возможной оккупации Норвегии,что было очень важно в стратегическом смысле для ведения войны на море и в воздухе. Где высаживаться экспедиционному корпусу в Финляндии,на Военном совете не обсуждалось,однако было решено,что впереди будут с учётом возможных больших потерь—польские подразделения. Своих солдат и офицеров союзники жалели,а поляки,уже и пороху понюхали,и храбростью отличаются,и боьшущий зуб на Советскую Россию имеют.
Февраль был решающим месяцем в советско-финской войне. Финляндия,с одной стороны,уже использовала все свои возможности,ресурсы и резервы. С другой стороны,её могучий противник в январе,понимая,что шапками финнов не закидать,провёл подготовку к штурму по правилам военной науки. После того,как советская пропаганда достигла нулевого результата,а советская политика не привела к образованию в Хельсинки коммунистического правительства во главе с Отто Куусиненем,слово взяли осадные орудия,огнемётные танки и авиация.
Первоначальный,неудачный,непроработанный,нереальный план Зимней войны среди военного руководства Советского Союза имел двух очевидных сторонников и последовательных исполнителей. Первый—это народный комиссар обороны Климент Ефремович Ворошилов. Нарком был убеждён,что быстрая победа в войне с Финляндией станет весомым подарком к сталинскому юбилею. Ещё раньше,21 декабря 1939 года Иосиф Сталин отмечал своё 60-летие. Именно к этому дню Красная Армия должна была взять Хельсинки и победоносно вернуть Финляндию в советскую империю. Какой бы тогда «золотой дождь» почестей и наград пал бы на голову и грудь Ворошилова. Но воевать по календарю юбилейных дат не вышло.
Вторым «шапкозакидателем» должен быть назван командующий Ленинградским военным округом командарм 2-го ранга Кирилл Афанасьевич Мерецков. Мерецков согласился разгромить Финляндию слегка усиленными войсками одного военного округа,которым сам командовал. Хотя все недостатки вверенных ему войск прекрасно знал—отсутствие должной подготовки,выучки и опыта,малое число полётных часов у лётчиков и плохое знание техники у танкистов,нехватка осадной артиллерии,ни к чему здесь перечислять,это будет долго.
Натолкнувшись на хорошо организованную оборону и понеся большие потери убитыми,пленными,обмороженными уже в первую неделю Зимней войны,Мерецков не решился доложить Сталину истинную причину неудач,и Красная Армия продолжала барахтаться в снегу и крови,бессмысленно теряя людей и технику. Ни Мерецков,ни Ворошилов,ни безвольный начальник Генерального штаба Шапошников не сумели вовремя настоять перед Сталиным на необходимости оперативной паузы в наступлении. В итоге первый месяц войны был самым неудачным в зимней кампании,и только в конце его,26 декабря 1939 года,Сталин приказал на всём советско-финском фронте перейти к обороне. По сути дела,к войне начали готовиться заново.
11 февраля 1940 года перед наступлением на Карельском перешейке,в течение двух часов двадцати минут проходила артиллерийская подготовка,оказавшаяся очень эффективной. Когда же в атаку пошла пехота,огненный вал передвинулся вглубь финских укреплений. Это была уже другая война. В феврале Красная Армия завершила прорыв главной полосы линии Маннергейма,а в последующие дни месяца была преодолена и вторая полоса. Порядка в рядах атакующих несомненно прибавилось,перед каждым штурмом укреплений проводилась инженерная подготовка,долговременные финские укрепления разрушались,и только потом советская пехота выходила из окопов на штурм.
Стало уже нормой оценивать Красную Армию в Зимней войне как отсталую,несоответствующую современным требованиям,не научившуюся взаимодействовать с танкам с пехотой и авиацией,не подготовившую приемлемых планов войны и т.д. Может быть,это и так. Но нельзя не сказать,что армия показала умение учиться на собственных ошибках. В феврале 1940 года Красная Армия была уже не похожа на саму себя в декабре 1939 или январе 1940 года. Получив тяжелейшие уроки и понеся непредвиденные потери,армия,как это часто у нас бывает,наконец-то ощутила свою собственную силу,к которой начала прикладывать и умение. Если бы в истории Зимней войны остался один февраль 1940 года,оценка её итогов была бы совершенно иной,а через полтора года этой способностью к перевоплощению Красной Армии будут поражены Гитлер и его генералы.
В конце февраля у Финляндии уже не было никаких возможностей устоять,и никакая западная помощь не успела бы остановить настойчивое продвижение Красной Армии в глубину финской территории.
Александр Трифонович Твардовский в своих записях с Карельского перешейка так писал о невероятных дорогах,вернее о бездорожье Зимней войны: «Впервые я узнал что такое пробки на дорогах. Из-за них мы заночевали в лесу. Пробивались по какой-то совершенно невероятной дороге. Она была только что проложена,свежие пни и горбы корне страшно затрудняли проезд машин. И ещё всё расквасилось. Артиллерия,прошедшая впереди,разворотила колеи,в них хрустел лёд,перемешанный с водой и грязью. Много раз таскали машину. Ночью,отдыхая в машине,уснули,все,и шофёр. Колонна впереди рассосалась и прошла. Сзади никого не было. Оставалось продвигаться одним. В одном месте основательно засели,пришлось буквально умолять догнавших нас обозников,чтобы помогли. И опять остались одни. А тогда всё полно было разговорами о нападениях,обстрелах,бандах в тылу. Где-то среди леса мы наткнулись на грузовик,брошенный своей колонной. Один как перст часовой страшно был рад поговорить с нами. С робкой надеждой предложил: «Оставайтесь,переночуем вместе. Дальше ещё хуже дорога». Сжималось сердце при виде своих убитых».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
**************************************************************************
Если вам интересно,подписывайтесь на канал,ставьте класс,это будет для нас стимулом продолжать писать для вас дальше. До встречи!
*******************************************************************************
*******************************************************************************