Найти тему
Сегодня О ГЛАВНОМ.

Коронавирус должен рассматриваться как "враг общества номер один", говорит ВОЗ

 Тедрос Аданом Гебрейесусом. Фото: Salvatore Di Nolfi/AP
Тедрос Аданом Гебрейесусом. Фото: Salvatore Di Nolfi/AP

Новый коронавирус, опустошающий китайские города и распространяющийся во многих других странах мира, является “очень серьезной угрозой”, предупредил генеральный директор Всемирной Организации Здравоохранения, сравнив его потенциал с потенциалом терроризма.

"Вирусы могут иметь более мощные последствия, чем любая террористическая акция”, - сказал д-р Тедрос Аданом Гебрейесус после международной встречи 400 ученых и других экспертов, созванной в Женеве для поиска решений кризиса.

По его словам, примерно через 18 месяцев до появления первой вакцины "мы должны сделать все сегодня, используя имеющееся оружие". Рост числа диагнозов у пациентов, которые никогда не посещали Китай, может быть "верхушкой айсберга", добавил он.

Тедрос сказал, что вирус был назван COVID-19, объяснив, что важно избегать стигмы и что другие названия могут быть неточными.

В соответствии с рядом руководящих принципов, опубликованных в 2015 г., ВОЗ рекомендует не использовать такие географические названия, как Эбола и Зика, где эти заболевания были впервые выявлены и которые теперь неизбежно связаны с ними в общественном сознании.

Имена людей-обычно ссылающиеся на ученых, которые идентифицировали болезнь-также запрещены, как и “термины, которые вызывают неоправданный страх”, такие как “неизвестный” или “смертельный”, сказал ВОЗ.

Мир должен " проснуться и рассматривать этот вражеский вирус как врага общества номер один”, сказал Тедрос.

Ранее ведущий эпидемиолог общественного здравоохранения Гонконга, один из экспертов, вызванных в Женеву на встречу, сообщил Guardian, что эпидемия коронавируса может распространиться примерно на две трети населения мира, если ее не удастся контролировать.

Профессор Габриэль Люн, заведующий кафедрой общественного здравоохранения Гонконгского университета, сказал, что главным вопросом было выяснить размер и форму айсберга. Большинство экспертов полагали, что каждый инфицированный человек передаст вирус примерно 2,5 другим людям. Это давало "скорость атаки" 60-80% .

"60% населения мира-это ужасно большая цифра", - сказал Леунг газете Guardian в Лондоне по пути в Женеву во вторник.

Вирус убил более 1000 человек, заразил более 42 000 и достиг по меньшей мере 25 стран, причем ВОЗ объявила глобальную чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения.

Даже если бы общий уровень смертности был столь же низок, как 1%, что, по мнению Люна, возможно, как только более мягкие случаи будут приняты во внимание, число погибших было бы огромным.

Люн планировал сообщить участникам совещания ВОЗ, что главным вопросом является масштаб растущей глобальной эпидемии, а вторым приоритетом является выяснение того, сработали ли радикальные меры, принятые Китаем для предотвращения распространения, поскольку в этом случае другие страны должны подумать о принятии таких мер.

В работе совещания принимают участие более 400 исследователей и представителей национальных органов власти, в том числе некоторые представители материкового Китая и Тайваня, участвующие в видеоконференции. На сегодняшний день Китай сообщил о 42 708 подтвержденных случаях заболевания, включая 1017 случаев смерти.

Эпидемиологи и модельеры пытались выяснить, что же могло произойти, сказал Люн. "Неужели 60-80% населения мира собирается заразиться? А может, и нет. Может быть, это придет волнами. Может быть, вирус собирается ослабить свою смертоносность, потому что он, безусловно, не поможет ему, если он убивает всех на своем пути, потому что он также будет убит”, - сказал он.

Экспертам также необходимо знать, сократились ли ограничения в центре Уханя и других городах из-за инфекций. "Сработали ли в Китае эти массовые вмешательства в общественное здравоохранение, социальное дистанцирование и ограничения мобильности?- спросил он. “Если так, то как мы можем их раскрутить, или это невозможно?”

Будут и другие трудности. "Давайте предположим, что они сработали. Но как долго вы можете закрывать школы? Как долго вы можете заблокировать целый город для? Как долго вы можете держать людей вдали от торговых центров? И если вы уберете эти [ограничения], то все это вернется и снова будет бушевать? Так что это очень реальные вопросы”, - сказал он.

Если блокировка Китая не сработала, есть еще одна неприятная истина, с которой нужно столкнуться: что коронавирус, возможно, не удастся сдержать. Тогда миру придется переключиться с одного пути на другой: вместо того, чтобы пытаться сдержать вирус, ему придется работать, чтобы смягчить его последствия.

На данный момент меры по сдерживанию крайне важны. Люн сказал, что период времени, в течение которого люди были инфицированы, но не показали никаких симптомов, остается огромной проблемой. Карантин был необходим, но для того, чтобы люди не были все еще носителями вируса, когда они уезжают, в идеале все должны быть проверены каждые пару дней.Если кто-либо в карантинном лагере или на пораженном круизном судне дал положительный результат, часы должны быть сброшены на 14 дней больше для всех остальных.

Некоторые страны, подвергающиеся риску из-за перемещения людей в Китай и из Китая, приняли меры предосторожности. Во время своего визита в Таиланд три недели назад Люн поговорил с министром здравоохранения и посоветовал создать карантинные лагеря, что правительство и сделало. Но другие страны, имеющие связи с Китаем, по – видимому, необъяснимо, не имеют таких случаев, как Индонезия. “А где же они?- спросил он.

Тедрос призвал страны быть “как можно более агрессивными” в борьбе с коронавирусом.

“Если мир не хочет проснуться и рассматривать вирус как врага общества номер один, я не думаю, что мы будем учиться на наших уроках”, - сказал он.“Мы все еще находимся в стратегии сдерживания и не должны позволить вирусу иметь пространство для локальной передачи.

- Мы не беззащитны, - добавил Тедрос. “Если мы сейчас инвестируем ... у нас есть реальный шанс остановить эту вспышку.”

Никакого специального лечения или вакцины против этого вируса не существует. ВОЗ неоднократно призывала страны обмениваться данными для проведения дальнейших исследований этого заболевания. "Это особенно верно в отношении совместного использования образцов и последовательностей. Чтобы победить эту вспышку, нам нужно открытое и справедливое разделение в соответствии с принципами справедливости и равноправия”, - сказал Тедрос на научной конференции.

Он сказал, что надеется, что ученые смогут согласовать дорожную карту,”вокруг которой исследователи и доноры будут выравнивать".

Несколько групп экспертов в Австралии, Великобритании, Китае, Франции, Германии и США спешат разработать вакцину – процесс, который обычно занимает годы.

Усилия по разработке вакцины возглавляет коалиция по инновациям в области обеспечения готовности к эпидемиям (CEPI), орган, созданный в 2017 году для финансирования дорогостоящих биотехнологических исследований после вспышки Эболы в Западной Африке, в результате которой погибло более 11 000 человек.

В конечном счете, однако, ученые могут оказаться в той же ситуации, в которой они находились во время вспышки тяжелого острого респираторного синдрома (торс) в 2002-03 годах, который умер до того, как вакцина могла быть полностью разработана.