Даже после объявления кризиса правительство, казалось, сосредоточилось на управлении своим имиджем, а также вспышкой болезни
Две новые больницы Китая, построенные в течение нескольких недель, были официальным лицом его борьбы с коронавирусом в Ухане. Поскольку город был заблокирован, власти пообещали, что тысячи врачей будут на месте, чтобы вылечить 2600 пациентов в палатах учреждений.
Видеоролики Timelapse отслеживали почти непостижимо быстрое строительство больниц, и государственные СМИ отметили их открытие в начале февраля. Единственное, что пропало через неделю? Пациенты.
Через четыре дня после его открытия в более крупной больнице Лейшэншань было только 90 пациентов, в палатах, рассчитанных на 1600 человек , но не было сообщено о наличии свободных коек , показали данные Wuhan city heath, впервые опубликованные китайским журналом Caixin. Другой центр, Huoshenshan, еще не заполнил свои 1000 кроватей через неделю после открытия.
Между тем, в городе были созданыбольницы скорой помощи в выставочных залах и спортивном стадионе, и медики все ещепрогоняли некоторых больных людей . Китай имеет самую большую в мире армию, но он не развернул ни одного полевого госпиталя в Ухане.
Пропасть между видением огромных новых больниц, созданных и запущенных в действие в течение нескольких дней, и более сложной реальностью на местах является напоминанием об одной из главных проблем для Пекина, поскольку он борется за сдерживание коронавируса: его собственная секретная, авторитарная система управления и ее огромный аппарат цензуры и пропаганды.
Аппарат Коммунистической партии, хорошо отточенный для подавления инакомыслия, также заглушает законные предупреждения. На систему пропаганды, предназначенную для поддержки партии и государства, нельзя полагаться для получения точной информации. Это проблема не только для семей, оставшихся без крова от коронавируса, и предприятий, разрушенных внезапным закрытием, но и для мира, пытающегося оценить успехи Пекина в борьбе с этим заболеванием и его сдерживании.
"Централизованная система Китая и отсутствие свободы прессы определенно задерживают необходимый агрессивный ранний ответ, когда еще можно было сдерживать эпидемии на местном уровне",-сказал Хо-Фунг Хун, профессор политической экономии в Университете Джона Хопкинса в США.
Пекин действительно обнародовал информацию о вирусе гораздо быстрее, чем во время кризиса Sars 2002-3, и он поделился большим количеством информации, завоевав похвалу от Всемирной Организации Здравоохраненияза ее прозрачность. Однако становится все более очевидным, что местное правительство предпринимало согласованные усилия по сокрытию кризисав первые недели вспышки, что позволило ему загноиться в то время, когда его было бы гораздо легче сдержать.
Два чиновника были уволены, мэр Уханя признал недостатки в прямом интервью на национальном телевидении, а центральное правительство направило команду для расследования лечения разоблачающего доктора Ли Вэньляна .
Силовики наказали 34-летнего Ли за попытку предупредить коллег о риске возникновения опасной новой болезни в конце декабря. Чуть более чем через месяц он стал одной из самых молодых жертв коронавируса. Его смерть сделала его имя общеизвестным и вызвала редкую дискуссию в Китаео свободе слова.
В язвительном эссе, которое возлагало вину за кризис на председателя Си Цзиньпина, диссидент-интеллектуал утверждал, что централизация Китая и культура молчания сыграли ключевую роль в распространении этой болезни.
“Это началось с введения строгих запретов на передачу фактической информации, которая служила для поощрения обмана на каждом уровне правительства”, - написал Сюй Чжангрун в своем эссе Viral Alarm , когда ярость побеждает страх, согласно переводу Жереми Барме на веб-сайте ChinaFile .
“Он только начал свой истинный шаг, когда бюрократы по всей системе сбросили с себя ответственность за разворачивающуюся ситуацию, продолжая искать одобрения своего начальства”, - продолжил Сюй. - Они все беспечно стояли рядом, когда решающая возможность справиться со вспышкой инфекции захлопнулась у них перед носом.”
Проблемы чиновников, пытающихся скрыть скандалы или ошибки, не являются уникальными для Китая. Но без Свободной Прессы, выборов или большого пространства для гражданского общества у граждан остается мало способов привлечь своих правителей к ответственности. Вместо этого местные чиновники отвечают только за партийную иерархию, которая ставит на первое место стабильность и экономический рост.
Профессор Стив Цанг, директор Китайского института Soas, сказал: "Китай-это не бедная страна; у него есть в целом эффективное правительство. Но стимулы не для директора здравоохранения (например), чтобы реагировать на кризисы общественного здравоохранения в Ухане в первую очередь. Стимул состоит в том, чтобы делать то, что хочет партия ... и не смущать партию.”
Цена попытки обуздать коронавирус, когда он впервые появился – громкие шаги по закрытию рынка, где он возник, отбраковке и уничтожению скота, карантину и компенсации жертвам, отмене массовых праздников на Новый год – казалось бы, рискованная авантюра за небольшую награду.
“Это могло бы положить ему конец, или нет, - сказал Цанг. "[Но] с тех пор, как вы остановили развитие вируса, вам нечего показать. Вы подавили потенциальную угрозу, которая, возможно, и не существовала.”
Даже когда правительство изменило курс и объявило о кризисе, оно, по-видимому, было сосредоточено на управлении своим имиджем, а также болезнью, сказал он. Он мог бы развернуть медиков и полевой госпиталь в Ухань почти за одну ночь, а не строить новые больницы.
Непонятно, почему они решили этого не делать. Но страна, создающая полевые госпитали, выглядит как страна, находящаяся в кризисе.Правительство, расширяющее больницы, похоже, держит их под контролем. "Десять дней-это очень большой срок, когда вы смотрите на кризис общественного здравоохранения, подобный этому", - сказал Цанг. - Но ведь новая больница, построенная с нуля, - это мировой рекорд.”
Вопросы о прозрачности Китая все еще висят над усилиями по борьбе с болезнью. Некоторые ученые обеспокоены его распространением в районах, ставших новыми очагами заболевания. Чжэцзян и провинция Гуандун – оба промышленных центра-сообщили о более чем 1000 случаях заболевания, как и внутренняя провинция Хэнань.
Это больше, чем число случаев, зарегистрированных в провинции Хубэй, когда в январе было объявлено о блокировке Уханя. Но с экономикой, сильно напряженной из-за длительного отключения, китайские власти призывают людей начать возвращаться к работе в “упорядоченном” режиме в этих областях.
Были также сомнения в точности подсчета случаев, после того как многие семьи сообщили, что они изо всех сил пытаются получить тестирование для больных родственников.
Числа тестов могут быть точными, и меры по борьбе с болезнями, применяемые в других местах, могут быть достаточными для борьбы с вирусом, который ученые уже понимают гораздо лучше, чем они это делали несколько недель назад. Но если Китай не может справиться с системными недостатками, которые позволили вспышке первоначально нагноиться, он может бороться за контроль над этой эпидемией, предотвратить следующую и обеспечить глобальное доверие и сотрудничество, необходимые для борьбы с болезнью.
“Нет никакого быстрого решения для китайской системы, чтобы заставить ее лучше реагировать в следующий раз", - сказал Хун. "Но если есть хоть один фактор, который мог бы повысить отзывчивость правительства на такого рода кризис, [это будет] свободная пресса.”