Германия и другие страны уже были уязвимы. Чем дольше китайская экономика остается парализованной, тем больше риск для остального мира.
Франкфурт-на-Майне до сих пор в Европе появлялись лишь единичные случаи коронавируса, но экономические последствия карантина все труднее поддаются карантину. Шок может оказаться достаточно сильным, чтобы подтолкнуть уязвимую немецкую экономику, а возможно, и всю еврозону, к рецессии.
К такому выводу приходит все большее число экономистов, поскольку становится ясно, что в лучшем случае пройдут недели, прежде чем китайская экономика возобновит свою роль в качестве плодовитого экспортера основных промышленных товаров и все более важного потребительского рынка для остального мира.
“Чем больше времени требуется для возобновления производства, тем выше риски”, - говорит Йорг Крамер, главный экономист Commerzbank во Франкфурте.
Для исполнительного директора Daimler, одной из самых известных немецких компаний с несколькими автозаводами в Китае, кризис - это неопределенность.
” Я звоню в Китай каждый день", - сказал Ола Келлениус на пресс-конференции в Штутгарте во вторник. “Еще слишком рано говорить о том, могут ли пострадать другие заводы и каким образом. Речь идет о глобальных сетях.”
Остальной мир также может пострадать экономически, предупредил законодателей во вторник председатель Федеральной резервной системы Джером Х. Пауэлл.
” Мы внимательно следим за появлением коронавируса, который может привести к сбоям в Китае, которые перекинутся на остальную часть мировой экономики", - сказал г-н Пауэлл членам Комитета по финансовым услугам Палаты представителей.
Мрачный отчет о прибылях Daimler во вторник подчеркнул, почему не потребуется много усилий, чтобы столкнуть еврозону, 19 европейских стран, которые используют евро, в спад. Это усугубило бы спад в мировой торговле, который проявился задолго до того, как коронавирус забрал своих первых жертв.
Daimler заявил, что он скатился в минус в конце 2019 года, потрепанный затратами на адаптацию к новым технологиям и штрафами за мошенничество с дизельными выбросами.
Автомобили являются крупнейшим экспортом Германии, а также важной частью национальной идентичности. Многие экономисты прогнозируют, что официальные данные, которые будут опубликованы в пятницу, покажут, что экономика Германии сократилась в четвертом квартале 2019 года из-за спада в производстве.
Проблемы немецких автопроизводителей отражаются на всем континенте, потому что так много мелких и средних поставщиков запчастей в странах зависят от них в продажах. Экономика Италии сократилась в четвертом квартале отчасти потому, что ее промышленный Север тесно связан с Германией.
"Для большинства стран Германия является самым важным торговым партнером", - сказал Карстен Бжески, главный экономист ING Germany. “Если она начнет замедляться, это почувствуют и другие страны.”
Daimler отчитался о квартальном убытке в 11 млн евро, или $12 млн, по сравнению с прибылью в 1,6 млрд евро в четвертом квартале 2018 года. Испаряющиеся доходы ставят Daimler, производителя легковых и грузовых автомобилей Mercedes-Benz, в слабое положение, поскольку он сталкивается с экономическими последствиями вспышки коронавируса.
Даймлер и другие автопроизводители были вынуждены держать свои заводы в Китае закрытыми дольше, чем планировалось после лунных новогодних праздников, и вирус не пускал людей в автосалоны. В понедельник компания заявила, что начала постепенно наращивать производство на своих китайских заводах.
Китай стал важнейшим рынком сбыта для всех немецких автопроизводителей. В прошлом году Daimler продал в Китае почти 700 000 автомобилей Mercedes-Benz, что более чем в два раза больше, чем в Соединенных Штатах.
За весь год чистая прибыль Daimler упала на 64% до 2,7 млрд евро. Продажи в 2019 году выросли на 3%, до €173 млрд.
"Коронавирус представляет значительный риск для ожидаемого восстановления мировой экономики, поскольку надежды возлагались на улучшение китайской экономики”, - сказал Стефан Шнайдер, экономист Deutsche Bank, в записке для клиентов во вторник. Рецессия в Германии в начале этого года “вполне вероятна”, добавил г-н Шнайдер.
Пострадают и более мелкие компании. Многие заводы в Китае простаивают или работают намного ниже своих производственных мощностей.
Ziehl-Abegg, немецкий производитель промышленных вентиляторов, имеет завод в Шанхае с 450 рабочими, которые производят системы циркуляции воздуха для больниц, среди прочего. Высокопроизводительные вентиляторы пользовались большим спросом во время кризиса.
Тем не менее, китайские власти на прошлой неделе разрешили только скелетной команде на месте выполнять заказы из недавно построенных больниц в Ухане, Шаньдуне и Шэньчжэне, сказал Райнер Грилл, представитель Ziehl-Abegg.
Даже после того, как Шанхайский завод был открыт на этой неделе, менее половины сотрудников сообщили о работе. Им было приказано оставаться дома, потому что они посетили пострадавшие районы Китая во время Лунного Нового года.
Каждую неделю закрытие Шанхайского завода обходится компании Ziehl-Abegg в € 2 млн, сказал г-н Грилл.
Немецкие машиностроители, такие как Ziehl-Abegg, переживают ужасный год и вряд ли могут позволить себе еще какие-то проблемы. Новые заказы на такие продукты, как станки или строительная техника, упали на 9% в 2019 году из-за торговой войны президента Трампа, Brexit и проблем автомобильной промышленности.
"Политические беспорядки создали неопределенность, а неопределенность-это яд для инвестиций”, - сказал Олаф Вортманн, экономист Ассоциации машиностроительной промышленности во Франкфурте.
Вспышка коронавируса-это еще один удар. Некоторые из потерянных продаж могут быть возмещены, как только вирус исчезнет, сказал мистер Уортманн. Но, добавил он, " чем дольше этот вирус распространяет свои страдания, тем труднее будет догнать его позже.”
Немецкая автомобильная промышленность находится в плачевном состоянии отчасти из-за собственных проступков. Как и его конкурент Volkswagen, Daimler сталкивается с существенными издержками из-за обвинений в том, что он запрограммировал дизельные автомобили на мошенничество при тестировании выбросов. Daimler заявил во вторник, что он выделил 1,5 миллиарда евро в течение квартала и в общей сложности 4 миллиарда евро в течение года, чтобы покрыть расходы на судебные разбирательства и штрафы в Европе, Соединенных Штатах и других местах.
Компания раскрыла, что она находится под следствием в Соединенных Штатах Министерством юстиции, Агентством по охране окружающей среды и калифорнийскими регуляторами, а также властями в Европе и других юрисдикциях.
Обвинения заставили Daimler защищаться, как раз когда автомобильная промышленность находится в разгаре своего самого большого технологического сдвига за столетие. Как и другие автопроизводители, Daimler должен инвестировать миллиарды в электромобили и автономное вождение, иначе рискует стать ненужным.
"Вся отрасль находится в процессе трансформации", - сказал г-н Келлениус, исполнительный директор Daimler. “Через 10 лет мы уже не будем одной компанией.”