Я – учитель. Я – учитель? Я – учитель! Я – учитель?! Я – учитель..
Не совсем понятна та эмоциональная реакция, с которой следовало бы читать тему данного эссе. Здесь и сейчас начинаешь понимать, почему учителя русского языка испокон веков так трепетно относились к пунктуационным ошибкам всех учеников нашей необъятной Родины, помечая каждую красивой красной галочкой на полях. Данная особенность темы сразу же заставила меня размышлять в определенном направлении. Итак, первая строчка моего эссе станет своеобразным тезисным конспектом, планом моих дальнейших письменных размышлений вслух.
Я – учитель. Точка всегда была самым неэмоциональным символом среди прочих. Она констатирует, утверждает, только и всего. Вероятно, она способна выразить разве что удивление на рисунке размышляющего лица, встав на место улыбки, да и то для человека с неплохим воображением. Говорить, что профессия учителя совсем неэмоциональная, серая, рутинная как точка сродни стилистической фигуре «оксюморон»: порой это может звучат достаточно красноречиво, но никогда – без противоречия. Между тем, однажды мой выбор профессии учителя был провозглашен именно точкой. Жирной точкой, которую тяжело не заметить. Родители напрочь отказывались соглашаться с этим противоречивым выбором. Отделение иностранных языков их устраивало, но вот смириться с мыслью, что их сын собирается идти в педагогический – нонсенс и точка! «Мы же не в Финляндии живем, сынок». Мне кажется, они думали именно так. Усугублял ситуацию тот факт, что мама сама долгое время работала в детском саду и ныне вернулась туда после продолжительного периода работы в другой сфере. Однажды работа воспитателем помогла выжить, а позднее выжить помогло решение уйти. Родители долго тешили надежды, что, закончив инфак, сын одумается и таки «уедет в далекие края и будет жить припеваючи». Не просто тешили, а тактично уговаривали в течение всех лет обучения. Благо родители всегда оставляли право решать за мной. Точка поставилась. Там, где им не хотелось. Но поставилась и уверенно. Я – учитель.
Я – учитель? Как же я лично люблю вопросительный знак. Наша любовь с ним началась достаточно давно. Хотя лучше сказать так: я его беспредельно люблю и уважаю, и время лишь упрочняет во мне это чувство. Не зря Куприн в своем рассказе «Олеся» писал, что «разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней». Любит ли он (вопрос) меня? Вероятно, любит, раз он иногда вспонимает меня, пытаясь уточнить подробности обо мне и моей личной жизни так же, как и в предыдущем предложении, например. Но я его все люблю точно! Во-первых, правильно заданный вопрос подобен фонарю, направленному на участок абсолютной темноты: он проясняет неизвестное, объясняет непонятное, освобождает от страха перед неизведанным, придуманным, но не объективным. Во-вторых, некоторые вопросы сподвигают к действию, ментальному или физическому, особенно провокационные. Сколько раз я спрашивал себя, почему я решил быть именно учителем! Данный вопрос постоянно к чему-то вел, сподвигал, вдохновлял, что-то усугублял – в общем, по-всякому бывало: порой я говорил себе, что не способен работать внутри прочно устоявшейся системы с характерными для нее правилами игры, писаными и неписаными, заповедями, аксиомами, законами, будучи личностью весьма творческой, сумбурной, непостоянной, иными словами, синусоидой во плоти; порой размышлял о своей великой и беспамятной любви к детям, человеку как к совершенному творению, к человечеству, к утопиям, к мирозданию, к Творцу и образовательной системе как возможности найти реализовать свое призвание, свою любовь; а временами и вовсе уходил в апатию, уныние, бездействие, отчаяние и безнадежность, не веря, что утопия однажды вообще может стать реальностью. С ума сойти: один простой вопрос, а сколько последствий, «нежных» и не совсем. В-третьих, вопрос, по всей видимости, является неотъемлимой частью аксиологии: он помогает нам понять истинную ценность вещей и/или вещи, действительно ценные для нас. Ценность учителя: какова она, в чем она измеряется, как она достигается… как лично я могу быть ценным, а лучше бесценным и необходимым… как минимум, как, будучи учителем, не помешать чуду случиться, ученику полюбить роль ищущего, человеку стать Человеком?! Итак, вопросительный знак (вопрос) помогает мне (и каждому, его любящему) найти ответы и не бояться, действовать, понять объективно ценное в жизни. Люблю его, черт побери!
Я – учитель! Мы с Вами, мой дорогой читатель и мыслитель (хочется верить), уже вроде договорились двумя абзацами ранее, что называть профессию учителя неэмоциональной – безумие, подобное безумию Офеллии из «Гамлета», Поприщина из гоголевских «Записок сумасшедшего», Патрика Бэйтмена из «Американского психопата» Эллиса и прочих. Далеко ходить не надо, да и не будем: букет пережитых мной за достаточно короткий педагогический и околопедагогический опыт эмоций, чувств и переживаний воистину разноцветный, разнообразный. Даже путь, который проходит каждый будущий учитель в стенах педагогического училища, института, университета, полон радости и сожалений, успехов и неудач, приобретений и лишений, любимых преподавателей и не очень.
Уместным будет рассказать пару «вкусных» эмоциональных историй.
1. Подошел как-то ко мне ученик, который всегда(!) опаздывает на уроки, еще на перемене, перед уроком и говорит:
– Айнур Линарович, раз уж я сегодня вовремя пришел, можно я немного опаздаю на урок?
…
2. Я очень любил иностранные язык. С детства. Самого раннего. Новые культуры. Новые люди. Новые места. Новое мышление. Все это манило меня беспредельно. Люди скажут, ты рожден для филологического факультета, иностранного отделения. Да и я без сомнений туда поступил. Но я бы никогда не поверил, если бы мне сказали, что через год я буду ненавидеть английский язык и все с ним связанное. Увы, люди бывают разные, преподаватели тоже. Однако реанимация не заставила себя ждать, да и преподаватель сменился (ехидно подмигивая скажу я Вам). Новый вдохновляющий преподаватель. Скорая поездка заграницу и очередной наставник жизни, который выровнял самооценку по поводу владения английским.
Итак. Эмоции! Чувства! Переживания! Восклицательный знак. Я – учитель!
Я – учитель?! Сильнее вопросительного знака я люблю только его союз с восклицательным. Два знака препинания как живой, неподдельный, детский, настоящий, короче говоря, эмоциональный интерес, увлеченность, включенность, риторическое восклицание… «?!» сразу напоминает мне вечные философские вопросы, которые волновали человечество с первого человека и будут волновать до последнего. Так ПОЧЕМУ же – я надеюсь, вы чувствуете мои эмоции – и ЗАЧЕМ учитель важная фигура в жизни каждого?! Ответ у каждого свой. Мой ответ: учитель сродни агроному. «А у хорошего агронома ячмень растет прямо на глазах». Ой! не то. Агроном делает максимально от себя зависящее, чтобы получить лучший урожай: выбирает сорта, тщательно сеет, ухаживает, поливает, борется с сорняками. Учитель также выбирает лучшие знания, опыт, вопросы, отбирает лучшие методики и технологии обучения и воспитания, создает благоприятную атмосферу познания и развития, стимулирует, вдохновляет, борется с детскими травмами, страхами, обстоятельствами. Но примечательнее то, что и учитель, и агроном выкладываются на полную, но понимают, что некоторые семена могут быть бракованными, некоторые погибнут от заморозок, некоторые пострадают от животных. НЕ ОЖИДАТЬ. Вот что должен уметь каждый учитель. И между тем НАДЕЯТЬСЯ. Ведь один из восточных мыслителей сказал, что «безнадежность есть преграда ко всему прекрасному». В утопию нужно верить, утопию нужно творить здесь и сейчас, каждым своим поступком. Плох тот утопист, который не желает, чтобы Кампанелла сжег свой «Город Солнца», лицезрев утопию наяву. Я вопрошаю? Я эмоционален! Я – учитель?!
Я – учитель.. Я люблю «двойку».. Но не отметку, Боже упаси! Я люблю союз, даже если это союз знаков препинания. Я нигде не встречал в пунктуации функций да и само наличие «двух точек» как знака препинания, который лежит на полу и не понимает принципиальность стойкого и вертикального «двоеточия». Между тем, их я тоже очень сильно люблю.. Они не создают «дешевые интриги» как многоточие… Они не ставят окончательное решение как точка. Они сочетают в себе таинство для желающих и вывод для нерешительных.. Я – учитель.. Здесь я понимаю эту фразу так: учитель не есть результат, учитель – это путь.. Постоянный. Вечный. В вечность. Я люблю получать удовольствие от результата, но я начал учиться получать удовольствие от самого процесса.. Учитель – это процесс.. Он вдохновляет меня.. Он сподвигает.. Он делает меня лучше.. Он учит меня не останавливаться.. Он излучает энергию.. Он дарит.. Он есть жизнь. А не точка! Я – учитель..
Посткриптум.
Забыл, не вспомнил, упустил, не придал значения, обидел, выделил, обделил. Запятая, нет же!
Запятая есть надежда, надежда на отсутствие «запятых». Надежда на продолжение. Надежда на Всероссийский этап (ехидно подмигну в конце). Я – учитель,