Когда Марио узнал, что жить ему осталось пять лет, он собрал семейный совет и сказал.
- Родители, кузины и кузены. Мне осталось недолго, поэтому я должен успеть прожить достойно. Так, чтобы вам не было за меня стыдно.
- Грустный повод, но правильная речь, мой мальчик - ответил ему за всех отец после того как слезы утихли.
- Итак, - продолжил Марио, - у меня осталось немного времени поэтому вот что я намерен сделать: найти достойную жену, родить детей и обеспечить их до конца дней, написать книгу в которой будут все выводы о моей жизни. Так дети будут знать что им делать даже после моей смерти. А еще я хочу посадить яблоню, чтобы на моих похоронах вы попробовали сидр с первого урожая. Вот такие у меня планы.
- Отлично, отлично, мальчик мой, - всхлипнула мать, но в глазах её была гордость.
Через несколько дней из больницы позвонили и сказали, что в анализах обнаружили ошибку, и на самом деле жить Марио осталось не пять лет, а один год. Он слегка загрустил, но потом снова созвал свою семью.
- Родители и кузены, - произнес Марио торжественно, - все вы знаете, что мне немного осталось. Все вы видели как я развесил объявление о поиске работы, жены и места для строительства дома по всему городу. Ну, так вот. Всему этому не суждено сбыться. Оказывается, что жить мне осталось всего год.
- О-ля-ля, мой мальчик, - сказал отец, - это мало. Это значит, что мы сможем выпить с тобой в пять раз меньше эспрессо по воскресеньям, но жизнь - это жизнь. Будь сильным.
- Спасибо, отец. Я буду сильным и не упаду духом, но планы нужно будет слегка поменять. Я не успею с крепкой семьей - мы с невестой не сможем толком понять друг друга за оставшееся время, не успею я и обеспечить ее, так что не стоит и начинать, да и яблок через год от яблони ждать не стоит.
Я подумал и решил, что сделаю по-другому. Я поеду в путешествие по нашей солнечной Италии и буду писать заметки. Каждый день будет в них новая мысль и новая радость, так что вы и после моей смерти сможете собираться семьей, открывать мои записи и вспоминать о своём Марио. Начну путешествие я на Севере страны, а потом отправлюсь на юг и не будет ни одного населенного пункта, где бы ни узнали обо мне и о нашей прекрасной семье.
- Это отлично, мой мальчик, да будет так!
Прошло еще несколько дней и Когда Марио собирался отправиться в путешествие, ему снова позвонили из больницы и сказали, что и года в запасе у него нет. Месяц. Только месяц. И снова собрал он свою семью.
- Вот уже в третий раз я собираю вас, мои родные, и снова говорю, что очень раз вас всех видеть.
- О чем ты сегодня хотел нам рассказать? Откуда ты собираешься начать свое путешествие?
- О, я собирался ехать в Сестриере завтра утром, но планы поменялись. Врачи сказали, что у меня остался только месяц. Время поджимает, так что я отправлюсь сразу в Рим. Мне нужно посмотреть на нашего Папу, нужно пройтись по городу, который помнит триумф нашего народа. Я не успею написать многого, поэтому не стану и начинать. С собой в поездку я возьму гитару и стану играть на площади песни приезжим людям. И всем буду говорить, что я Марио Конте. Пусть запомнят меня молодым и увезут с собой в дальние страны и города память об Италии и ее сыне.
- Хороший план, мой мальчик, - ответил отец, - я тоже всю жизнь мечтал съездить в Рим и петь там песни, но никак этого не получалось. Так исполни ты мою мечту.
К вечеру из больницы снова перезвонили, и сказали что и месяца не осталось у Марио. Только неделя. Вечером следующего дня отец встретил сына на берегу моря.
- Мальчик мой, что ты делаешь тут, а не на пути в Рим? Неужели ты предал свою мечту?
- Нет, отец мой, просто жить мне осталось всего неделю. Так сказали врачи, и мне не хочется терять пару дней на дорогу, когда можно просто наслаждаться жизнью вот так глядя на море и вспоминая все хорошее, что было в моей жизни.
Отец обнял сына и сказал, что хочет посидеть с ним рядом. И они смотрели на волны и ждали когда зайдет солнце, а когда оно зашло, пошли по домам, договорившись встретиться тут же следующим вечером.
Но когда отец пришел на набережную на следующий вечер, Марио на месте не было. Отец разволновался и поспешил к квартире, которую сын снимал у тётушки Фабианы. Там они и встретились.
Марио стоял перед холстом, словно пытался что-то в нем увидеть. В руке его была толстая кисточка с белой краской.
- Сын мой, почему ты не пришел на набережную? И что ты делаешь с красками и кисточкой? Ты же никогда не рисовал.
- Здравствуй, отец. Мне снова позвонили и сказали, что все закончится завтра. Уже завтра. И знаешь, я рад, что не чувствую боли в свой последний день и вечер.
Я хотел нарисовать картину, в которой смогу передать всю любовь, что скопилась в моем сердце к вам, моим родителям, к нашей земле и прекрасным людям, которые питали собой меня и мою жизнь.
Я смотрю на пустоту холста и пытаюсь понять, как это передать так, чтобы вы не плакали о моем уходе, а улыбались вспоминая своего Марио. Ведь в чем-то мне даже повезло. Мало кто с уверенностью может сказать сколько ему осталось времени, а поэтому мало кто может в трезвом уме правильно подготовиться к своей смерти.
- Ох, мальчик мой, - только и промолвил отец и обнял сына, - пойдем к нам, в наш дом. Там с тобой будем мы в твой последний день.
- Нет. Иди один, отец. Мне нужно дорисовать эту картину.
На следующий день Марио не умер от болезни.
Нет-нет, у тебя могло сложиться неправильное представление. Он все же умер, но не от болезни. Вот так правильно. Утром он отправился к дому родителей. Вид у него был сонный, но довольный, словно очень большая работа была завершена. Самая важная работа в жизни.
В руках Марио нес картину, закрытую плотной тканью. Но когда он шел мимо реставрируемой ратуши, сверху ему на голову упал кирпич и оборвал жизнь молодого человека.
Говорят, что Марио Конте улыбался, когда уходил в мир иной и последние слова, что сорвались с его губ, были "Я успел".
Вечером семья собралась попрощаться с Марио. Они сказали много хороших слов и слов памяти, а потом все взгляды обратились на картину, которую тот нес с собой.
И когда ткань с картины откинули, оказалось что он нарисовал...
п.с. я редко это спрашиваю, но сегодня спрошу. Как тебе кажется, что нарисовал Марио на самой важной картине в своей жизни? Напиши в комментарии.