И пусть история не терпит сослагательного наклонения, в если бы да кабы так приятно иногда поиграться, не так ли? Так что приступим.
Игры истории
Если бы судьба, случай, злой рок, непреодолимое стечение обстоятельств, высший замысел и прочее, прочее, прочее повернулись иначе, Николаем II был бы не старший сын Александра III, а старший сын Александра II.
Дальше бы тоже шли совсем другие цари, потомки Николая II, а не Александра III, хоть и все той же датской принцессы Дагмар.
Старшим сыном и, как следствие, цесаревичем в семье Александра II и Марии Александровны был именно Николай. Будущий Александр III был следующим по старшинству сыном и, как считалось, шансов занять престол не имел.
Александра к царствованию совсем не готовили. Его изначально растили в незыблемой уверенности, что наследником престола может быть только его старший брат Николай.
Александра готовили к стандартной для великого князя военной карьере. Что ему, кстати, очень нравилось и вполне подходило по складу ума и свойствам характера. Телосложения он тоже был вполне военного: этакий русский богатырь, косая сажень в плечах.
Почему так?
Все дело было в неприятной ситуации, в которой оказался Александр II и его отец, Николай I.
В семье Николая I к престолу, как тогда и было принято, готовили двух старших сыновей: Александра и Константина. Мальчиков учили уму-разуму с семи утра до позднего вечера, даже на прогулках пичкая нравоучениями и всевозможной полезной для будущего правителя информацией .
В результате, когда царевичи выросли, образованный и донельзя просвещенный Константин заявил, что по Византийскому закону, как порфирородный наследник, он имеет гораздо больше прав на престол, чем его рожденный еще тогда не монаршей четой брат.
Порфирородные дети - дети, рожденные от правящей четы, а не от наследников трона.
Отец умника, Николай I, на это ответил: я тебя за это выпорю, но прежде запомни: царь может быть только один, разделенная империя - это сгинувшая империя.
Выпороли или не выпороли порфирородного Константина, история умалчивает, но осадок, как видно, остался. И Александр II, став императором, готовил к царствованию только старшего сына - Николая.
Николай Александрович
Наш несбывшийся Николай II родился в 1843 году и был вторым ребенком и первым мальчиком у будущего императора Александра II и его жены Марии Александровны.
Николай I, узнав о рождении внука и наследника трона, так растрогался, что приказал своим младшим детям принести клятву верности лежащему в колыбели младенцу.
Николай был материнским любимцем. С отцом он не особо ладил: Александр II считал сына излишне изнеженным и физически слабым.
Николая целенаправленно готовили к царствованию: он изучал гуманитарные и точные науки, языки, право, военное дело. К этом добавлялось стандартные для того времени фехтование, верховая езда, фронтовое учение, танцы, музыка.
Он занимался по 45 часов в неделю и делал это с большим усердием.
О его всевозможных талантах и способностях до сих пор складывают легенды. Современники же пророчили ему славу самого либерального и просвещенного правителя не только за всю историю России, но и всего мира.
Отмечалось, что Николай Александрович, хоть и старается производить впечатление простого и приветливого юноши, на самом деле далеко не так прост, как хочет казаться.
От отца же цесаревичу доставалось за любовь к белоснежным воротничкам и за общую склонность к франтовству.
Цесаревичу уже подобрали невесту - ту самую датскую принцессу Дагмар, что потом выйдет за его брата и станет матерью Николая II.
В 1865 году Николай Александрович внезапно заболел и умер от болезни позвоночника.
Он несколько раз до этого неудачно падал с лошади и как-то во время шуточной драки сильно ударился спиной об угол стола. Возможно, причина была в этом.
Если бы да кабы
Александра II убьют в 1881 году. Он так и не успеет закончить свои реформы, среди которых было и введение в России конституционной монархии, то есть очень серьезное и подотчетное ограничение власти императора.
Александр III остановит все отцовские реформы и попытается откатить Россию ко временам своего деда, Николая I. Вместо этого он создаст пресловутый паровой котел с залатанными наспех дырами. Котел этот и рванет в 1917 году.
Если бы к власти после реформатора-отца пришел тоже реформатор-сын, то мы бы сейчас имели совсем другую Россию, да и весь мир был бы совсем иным.
И пусть история и не терпит сослагательного наклонения - дама она на редкость терпеливая. Так почему бы и не посослагать?